1 | Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. -У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. | Проверка домашнего задания: Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Вам был задан № 878(а, г). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений? Давайте вспомним, как найти неизвестный множитель, делимое, уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое? Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены у вас уравнения? а) (х-152)*59=6018 х-152=6018:59 х-152=102 х=102+152 х=254 Ответ:254 г) 51815:(р-975)=1205 р-975=51815::1205 р-975=43 р=43+975 р=1018 Ответ: 1018 Отвечает на вопросы учащихся | Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам, исправляют ошибки и ставят оценку. Каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания пункт «Домашнее задание» - Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. - Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. - Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. - Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | 3 |
3 | Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Задание записано на доске:. 15 * 11 И 24 * 3 И 0 * 17 И 125 * 8 О 25 * 9 * 4 Л 520 : 10 Д 64 : 32 Б 51 : 17 О 40 * 60 Д 1000 : 125 Р Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся) Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю | Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Доли и дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь. | 3 |
4 | Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. | У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма. (Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин») - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Как называется числа в записи дроби? - Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель. - Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится 1\4 или по-другому говорят “четверть”. - Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? - А сколько это минут четверть часа? - Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. - Дроби можно еще изображать на координатном луче. - А что же такое координатный луч? - Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью | -Апельсин - из долек -равные Доли - это равные части - на восемь - одну восьмую - 3 доли - учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби -учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя: -Числитель и знаменатель - Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято - Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта - Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. -Да, четверть часа, учебная четверть - 15 минут - Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4) Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами - Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы | 13 |
5 | Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности. | - Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом. Поработали не плохо, пора немного отдохнуть. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. А четыре снова сели Взяли ручки, поглядели. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | 2 |
6 | Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий | - Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена. - А теперь оцените свою работу. - Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске) - Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6. -Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью. Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину? Оцените свою работу. Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием. - Индивидуальные карточки. Уровень «3» Какая часть фигуры закрашена? Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета? Уровень «4» Какая часть фигуры закрашена? Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые? Уровень «5» В книге 160 страниц. Вика прочитала 1\2 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе? Готовый ответ учитель показывает на доске Оцените себя. Теперь давайте подведем итог. Подсчитайте количество «+»: За 5 «+» ставим себе «5» За 4 «+» ставим себе «4» За 3 «+» ставим себе «3» | - Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске. а) 1\7; б) 1\3; в) 1\4; г) 1\2; д) 2\5; е) 2\5; ж) 2\3; з) 5\6; и) 4\10; к) 5\5; л) 1\2; м) 3\5; н) 7\8; 0) 8\100 - Самооценка учащихся. Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка. Отвечают на вопросы. По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя. | 15 |