СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Небесные координаты и звездные карты»

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в курсе: Урок  № 2 в 5-ти часовой теме «Астрометрия». На 1 уроке рассматривается звездное небо: вид основных созвездий и ярких звезд; понятия: созвездие, астеризм, эклиптика; разбирается вращение небесной сферы.  На 2 уроке вводится понятие экваториальных «небесных» координат, знакомство с подвижной картой звездного неба (далее ПКЗН) и принципами описания вида звездного неба в определенную дату и время. На 3 уроке проводится практическая работа с использованием ПКЗН для отработки и контроля приобретенных навыков.

Технологии и методики применяемые на уроке: ИКТ: электронный планетарий stellarium  для визуализации отдельных моментов урока, интерактивные картинки для визуализации экваториальной системы координат.  Работа с ПКЗН позволяет повысить познавательный интерес к предмету, провести межпредметные связи с географией, показать познаваемость окружающего мира. С помощью беседы успешно решается задача формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Небесные координаты и звездные карты»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия имени Андреева Николая Родионовича"

города Бахчисарай Республики Крым




Тема урока: Небесные координаты и

звёздные карты






Учитель: Ильина Олеся Сергеевна

Предмет: астрономия

УМК: "Чаругин"

ФИО автора учебника: В.М. Чаругин

Класс: 10-11







г. Бахчисарай

2022 г.



Пояснительная записка

Урок разработан в рамках ФКГОС для проведения в 10 или 11 классе (в зависимости от того, как ОО определила начало введения курса астрономии).

УМК «Чаругин»; учебник: Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 кл. Базовый уровень (Сфера 1-11).

Учебная нагрузка: 34 часа, 1 час в неделю.

Место урока в курсе: Урок № 2 в 5-ти часовой теме «Астрометрия». На 1 уроке рассматривается звездное небо: вид основных созвездий и ярких звезд; понятия: созвездие, астеризм, эклиптика; разбирается вращение небесной сферы. На 2 уроке вводится понятие экваториальных «небесных» координат, знакомство с подвижной картой звездного неба (далее ПКЗН) и принципами описания вида звездного неба в определенную дату и время. На 3 уроке проводится практическая работа с использованием ПКЗН для отработки и контроля приобретенных навыков.

Технологии и методики применяемые на уроке: ИКТ: электронный планетарий stellarium для визуализации отдельных моментов урока, интерактивные картинки для визуализации экваториальной системы координат. Работа с ПКЗН позволяет повысить познавательный интерес к предмету, провести межпредметные связи с географией, показать познаваемость окружающего мира. С помощью беседы успешно решается задача формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная

Планируемые результаты:

  1. Знать виды небесных координат.

  2. Уметь сравнивать небесные и земные координатные системы.

  3. Уметь определить положение звезды по ее экваториальным координатам.

  4. Уметь пользоваться ПКЗН, определять какие созвездия и небесные объекты можно наблюдать в определенную дату и время.

  5. Уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Использованная литература:

  1. Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 кл. Базовый уровень (Сфера 1-11).

  2. http://stellarium.org/ - электронный планетарий.

Сценарий урока

Тема: Небесные координаты и звёздные карты

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель: создание условия для формирования понятий об экваториальных небесных координатах и умение проводить простейшие астрономические наблюдения.

Задачи урока:

Образовательные: используя межпредметные связи с географией ввести понятия звездных координат, звездных карт; показать, пользуясь планетарием и ПКЗН место различных звезд и созвездий относительно наблюдателя, изменение этих позиций с течением времени.

Воспитательные: формирование научной картины мира, расширение кругозора.

Развивающие: развитие у обучающихся умения анализировать теоретический материал, находить взаимосвязи, формулировать выводы, развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, подвижная карта звездного неба, stellarium, картинки систем координат.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


Организационный

1 минута

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать.

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас.


Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

Сообщают об отсутствующих.

Самоконтроль готовности к уроку

Этап мотивации

2 минуты

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, взаимодейство-вать с учителем во время фронтальной беседы.



Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим видимое ночное небо с помощью электронного планетария, изучим небесные координаты, научимся пользоваться подвижными картами звездного неба, покажем их практическую значимость. Попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать цель и задачи урока.

Слушают учителя и формулируют задачу урока.


осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Этап актуализации знаний

8 минут

Осуществлять актуализацию полученных знаний; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия; вступать в учебный диалог. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Начнем наш урок с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

- Что называется созвездием?

- Сколько созвездий на небе?

- Чем отличается созвездие и астеризм?

- какие созвездия видны всегда, какие в разное время года?


Рассмотрим как будет выглядеть сегодня звездное небо после захода солнца , в полночь, перед рассветом в электронном планетарии. На планетарии рассмотрим ответы на вопросы.


Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки.

Слушают учителя и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других



Выполнение логических операций сравнения, анализа, установления аналогий


Этап «открытия» новых знаний

18 минут


Умение слушать и самостоятельно находить нужную информацию.

Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока.

Для указания положения светил на небе используют систему координат, аналогичную той, которая используется в географии, — систему экваториальных координат.

Введем эту систему, рассмотрите рисунок в 4 параграфе учебника, стр 20, запомните и запишите в тетради основные обозначения. Сравните с географическими координатами.

Учитель открывает на мультимедийной доске картинку координат с пропусками, один из учеников выполняет задание, остальные проверяют, закрепляют информацию. Приложение А.

Учитель раздает подвижные карты звездного неба, объясняет, как ими пользоваться. Приложение Б

Записывают новую тему урока в тетрадях.



Слушают учителя и анализируют рисунки 4 параграфа; задают вопросы и фиксируют в тетрадях всю необходимую информацию.













Работают с флипчартом, изучают экваториальную систему координат







Слушают, наблюдают, запоминают как пользоваться ПКЗН

Выполнение учебных действий в соответствии с заданием.










Работа с информацией, использование знакосимволических средств





Выполнение логических операций сравнения, анализа










Первичное закрепление материала

13 минут

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности

Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала.


А теперь, давайте ответим на следующие вопросы с помощью ПКЗН:


  1. Описать вид звездного неба в заданное время и дату. (на день и время урока): восходящие, заходящие созвездия, созвездия в кульминации, вблизи зенита, эклиптикальные.

  2. Найти моменты восхода и захода, кульминации на заданную дату звезд Сириус, Альтаир, определить их экваториальные координаты.

Читают вопросы и отвечают в устной форме, используя ПКЗН. (парная работа)







Проверяют ответы с помощью электронного планетария.

1 ученик у доски, остальные в парах на местах






Навыки сотрудничества




Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.


Управление своей деятельностью, инициативность





Информация о домашнем задании

1 минута


Оценивание уровня сложности Д/З при выполнении учащимся самостоятельно.

Информирует учащимся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения

Параграф 4, ответить на вопросы, дополнительно: пронаблюдать основные созвездия.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы


Рефлексия

2 минуты

Оценивать процесс и результат деятельности. Осуществлять пошаговый контроль по результату.

Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях, планировать устранение этих проблем.

Организует рефлексию. Ставит оценки.

Осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.


Оценка степени достижения цели;

осознание личностное владение методами научного познания;



Авторская рефлексивная оценка

Урок развивает метапредметные УУД обучающихся: осознанное чтение текста учебника, анализ схематичного изображения, умение пользоваться картой, выполнение различных логических операций: сравнение, анализ, обобщение.

Работа с виртуальным планетарием, интерактивным флипчартом, и ПКЗН повышает мотивацию к учебной деятельности, усиливает познавательный интерес к предмету.

В ходе урока формируются межпредметные связи с географией и информатикой, что позволяет формировать у обучающихся более целостную картину мира.

Рефлексия позволяет осуществить каждому ребенку самоанализ своей деятельности на уроке.


Приложение А. Тренажер – экваториальная система координат. Подписать элементы (передвинуть названия в соответствующие ячейки).


Приложение Б. Подвижная карта звездного неба.

            Подвижная карта звездного неба позволяет определить вид звездного неба в любой момент суток произвольного дня года и быстро решать ряд практических задач на условия видимости небесных светил.
            На карте показаны созвездия, состоящие из ярких звезд до 3-ей звездной величины, а также некоторые более слабые звезды, дополняющие первичные очертания созвездий. Звезды изображены черными кружечками разных размеров: чем ярче звезда, тем более крупные кружки их изображают. Основные звезды созвездий обозначены буквами греческого алфавита. Полоса, выполненная в виде точек, изображает МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.
            В центре карты расположен Северный полюс мира и рядом с ним Полярная звезда (α Малой медведицы). От Северного полюса мира расходятся радиусы, изображающие прямое восхождение (α), выраженное в часах.
            Концентрические окружности на карте изображают небесные параллели, а числа у точек их пересечения с нулевым (0 ч) и 12-ти часовым кругами склонения показывают их склонение (δ), выраженное в градусах. Третья по счету от Полюса мира окружность, оцифрованная 00, представляет собой небесный экватор, внутри которого расположена северная небесная полусфера, а вне его – пояс южной небесной полусферы до склонения δ = (-450). Так как в действительности диаметры небесных параллелей меньше диаметра небесного экватора, а на карте небесные параллели южной полусферы вынужденно изображены больших размеров, то вид созвездий южного неба несколько искажен, что следует иметь в виду при изучении звездного неба.
            Эклиптика изображена на карте эксцентрическим овалом, пересекающимся с небесным экватором в двух равнодействующих точках.
            На обрезе карты нанесены названия месяцев года и даты. Направление счета месяцев, дат и прямого восхождения – по вращению часовой стрелки. В этом же направлении следует изображать перемещение Солнца по эклиптике.
            В карте приложен накладной круг, по обрезу которого нанесен часовой лимб, изображающий часы суток по среднему солнечному времени. Направление счета времени на этом лимбе – против часовой стрелки.

            Контур овального выреза в наклонном круге изображает горизонт, и его основные точки обозначены буквами Ю (точка юга), З (точка запада), С (точка севера) и В (точка востока). Между точками  Ю и С проведена линия, которая изображает небесный меридиан. При работе с картой, накладной круг накладывается на карту всегда концентрично, причем линия (небесный меридиан) должна обязательно проходить через Северный полюс мира (черная точка). Тогда отрезок, расположенный между Северным полюсом мира и точкой Ю, представит южную половину небесного меридиана, а остальной ее отрезок – северную ее половину. Синяя точка, лежащая вблизи центра накладного круга, изобразит зенит.
            Чтобы определить вид звездного неба на интересующий момент суток определенного дня года (даты), достаточно наложить круг концентрично на карту (линия меридиан проходит через Полюс мира) так, чтобы штрих момента времени совпадал со штрихом заданной даты на карте, и тогда звезды, находящиеся в данный момент над горизонтом, окажутся расположенными внутри овального выреза.
            Звезды, закрытые накладным кругом, в этот момент не видны, так как находятся под горизонтом. Северный полюс мира изображен в центре карты. Линии, исходящие от Северного полюса мира, показывают расположение кругов склонения. На звездной карте для двух ближайших кругов склонение угловое расстояние равно 1 часу. Небесные параллели нанесены через 300. С их помощью производят отсчет склонения светил δ.

            Для определения местоположения небесного светила необходимо месяц, число, указанные на звездной карте, совместить с часом наблюдения на накладном круге.
            На карте зенит расположен вблизи центра выреза (в точке пересечения нити, изображающий небесный меридиан с небесной параллелью, склонение которой равно географической широте места наблюдения).