План-конспект урока по литературе в 5-ом классе по рассказу А. Платонова «Никита»
Тема урока: А.П.Платонов «Никита»: фигура рассказчика, реальное и фантастическое начало в рассказе.
Цель – знакомство учащихся с таким жанром, как рассказ и рассмотрение его структуры, формирование навыков анализа художественного произведения у учащихся.
Задачи:
Образовательная:
Найти отличительные черты фантастики и реальности;
Дать понятие о рассказе, как о жанре;
Определить фигуру рассказчика.
Воспитательная:
Развивать интерес школьников к чтению малых эпических жанров;
Формировать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.
Развивающая:
Развивать мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
Развивать грамотную устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
Развивать умение верно воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции;
Развивать исследовательские способности: правильно формулировать ответ, обобщать информацию, рассуждать на тему литературного произведения.
Оборудование: текст произведения А.П. Платонова «Никита», презентация к уроку, иллюстрации к рассказу, рабочие тетради, толковые словари.
Тип урока: урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
Организационный этап
Начнем мы урок с одного эксперимента: закройте глаза, представьте скалы и водоем, сосредоточьтесь. На первый взгляд – это могут быть скалы, которые отражаются в водоеме, но если нам включить фантазию, то мы можем увидеть нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное. Сегодня мы с вами продолжим говорить о выдающемся писателе XX-го века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были прочитать рассказ и выписать себе в тетрадь то, что вы считаете фантастическим, а что реальным.
Мотивация учебной деятельности
Вы уже знакомы с определением жанра рассказ. Давайте вспомним, что такое рассказ? (Рассказ – это произведение маленького объема, в котором рассказывается об одном случае из жизни какого-то героя.) Мысль верная, но не точная. Давайте с вами запишем, что рассказ – это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Особенностей жанра рассказа много, но сегодня мы с вами поговорим только об одной – это фигура рассказчика. Фигура рассказчика есть в каждом литературном произведении. Итак, давайте с вами запишем определение. Фигура рассказчика – это условный образ человека, от лица которого ведется повествование в произведении.
Чаще всего, но это не обязательно, рассказчик выступает как участник сюжета. Его нельзя сравнивать с писателем, он проявляет себя только в речи, то есть рассказчик – это плод творческого воображения.
Теперь мы с вами поработаем с произведением А. Платонова «Никита». Попробуем определить, есть ли здесь фигура рассказчика, и посмотрим на события в тексте.
Работа над темой урока
Рассказ «Никита» был написан в 1945-ом году, опубликован он был в двух журналах – «Мурзилка» и «Новый мир». На написание этой истории автора подтолкнули собственные воспоминания о Великой Отечественной войне, во время которой он работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда». Несмотря на то, что Платонов собственными глазами видел все сложности, ужасы, которые происходили с солдатами на фронте, большее впечатление, все же, произвели на него судьбы детей на войне. Герой произведения Никита был не свидетелем тех боевых действий, которые происходили, а был «жертвой» той самой войны: он боялся, что чужие придут и заберут его дом и все, что ему так дорого.
Произведение начинается с повествования. О чем мы узнаем в начале рассказа? (Мы знакомимся с героями, нам сообщается о родителях мальчика, где они работают, и чем занимается Никита, когда остается один дома)
Сколько лет было главному герою? (Пять лет отроду) Какие наставления давала мать перед тем, как уйти на работу? (Не баловаться и смотреть за хозяйством)
И вот Никита остался один, обошел избу, и ему стало скучно, почему? (Он знал в избушке всех наизусть: пауков, мух, кур и др. Наблюдать за ними уже неинтересно) В силу своего возраста, он был очень любопытным, поэтому отправился знакомиться с тем, чего он не знал. Куда он отправился? (В сарай, там он увидел бочку, в которой кто-то жил)
Вот здесь вы мне и расскажите, исходя из вашего домашнего задания: что в этом рассказе вы нашли фантастического, а что реального? (Учащиеся делятся на 2 группы. Первая группа по очереди называет фантастическое в рассказе, вторая группа реальное)
Все, что вы мне сейчас назвали, называется детским воображением. То есть Никита все это придумал. Он разделил неживых существ на добрых и злых, расскажите, кого Никита отнес к добрым, а кого к злым? (Работа снова по группам)
Исходя из того, что вы мне назвали, ответьте на вопрос: какое отношение к окружающей природе было у главного героя в начале рассказа, и какое оно стало перед тем, как он убежал к маме? (Строгим, но не злым. А потом агрессивным) Почему? Найдите мне пример в книге и прочитайте, доказывающий ваше мнение. (Сорванный цветок. Никита перестал ощущать, что мир живой, он не чувствовал, что причиняет боль)
Никита убегает из дома к матери, почему? Успевает ли он ее застать на работе? Кто ему попадается на пути? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
По возвращению домой, мальчик видит в доме человека, кто этот человек? (Отец Никиты, он вернулся с войны)
Далее мы наблюдаем разговор отца с сыном, Никита рассказывает отцу, что все во дворе живое. Что на это отвечает отец? (Что это Никита сам хочет всех сделать живыми, потому что у мальчика доброе сердце)
Момент, когда отец взял в руки топор и стал рубить старый пень на дрова, Никита говорит о том, что пень этот живой и страшный, на что отец реагирует следующим образом: «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.». Что, по мнению отца Никиты называется добром? (Добро – это труд)
Мы с вами проанализировали рассказ, и поняли, что идет повествование. От кого мы узнали о том, что Никите было 5 лет, отец его на войне и т.д.? (От рассказчика, фигура рассказчика нам сообщила все события в этом произведении)
Все верно, рассказчик показывает нам мир маленького Никиты, он пытается донести до нас, что его мир – это не фантастика, а фантазии. Никита воспринимает мир по-своему. Он очеловечивает его вокруг себя. Через просторечные слова герой передает читателю не только свое понимание мира, но и взрослых. С приходом отца Никита понял важную истину жизни: «Быть добрым – значит быть нужным».
Действие рассказа, как вы уже успели заметить, происходит в годы войны. Как вы думаете, как жилось людям? Только ли у Никиты было такое детство? Что до нас пытался донести Платонов? (Что нужно быть добрым человеком, и тогда ты будешь нужен другим. Поднимается проблема добра и зла, определение себя в этом мире – кем быть)
Подведение итогов урока
Андрей Платонов в своем рассказе показал нам мир глазами маленького мальчика. В возрасте пяти лет Никита видит в каждом предмете живое существо. Исходя из своего возраста, он чувствует себя одиноким в этом мире, где нет никого, кто мог бы его защитить. Он оживляет и очеловечивает предметы мира, чтобы было легче и присутствовало чувство некой защиты. Ребенку очень непросто, если рядом с ним нет защиты в лице взрослых. С приходом отца, Никита стал увереннее, добрее и познал истину жизни: быть добрым – это значит быть нужным и важным. Для полного понимания текста, и водится фигура рассказчика, который показывает нам эту картину художественного мира.
Рефлексия
Давайте теперь с вами узнаем, что же мы поняли из сегодняшнего урока. Я буду говорить начало предложения, а вы должны будете закончить его устно. Работаем по цепочке.
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
Домашнее задание
Написать небольшой рассказ от первого лица (Я) на тему: «Путешествие по двору Никиты». От 6 предложений.
Использование разных методов и технологий на уроках литературы развивает способность у учащихся из большого потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать, активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков, побуждает к самостоятельному добыванию знаний. На наш взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.