СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по родному языку и литературе для обучающихся 1 курса на тему: "Составление рецепта, инструкции."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по родному языку и литературе для обучающихся 1 курса на тему: "Составление рецепта, инструкции."»

Тема: Инструкция.

Цель: закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.

Задачи:

2) образовательные:

- повторить сведения о роли односоставных предложений в речи;

- выработать навык составления инструкции;

- повторить сведения о научном, официально-деловом стилях речи;

2) развивающие:

- развивать память, логическое мышление;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

3) воспитательные:

- прививать чуткое отношение ко всему живому;

- формировать чувство прекрасного

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред М.Н. Шанского, презентация

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Среди утверждений, представленных в задании, есть верные и неверные. Верные обозначьте 1, неверные – 0. Ответы запишите в строчку. Какое число у вас получилось? Запишите его словами. Какую часть речи вы записали? Назовите морфологические признаки этой части речи.

В односоставном предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

  1. Односоставные предложения могут быть только нераспространенными.

  2. Назывное предложение – односоставное предложение, которое имеет один главный член – подлежащее.

  3. Неопределенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени.

  4. В определенно-личных предложениях сказуемое-глагол стоит в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени или повелительного наклонения.

  5. Назывные предложения употребляются обычно в художественной речи и рисуют место, время действия, обстановку, где оно происходит.

  6. Сказуемое в безличном предложении может быть только простым глагольным.



КЛЮЧ: 1 0 1 0 1 1 0 (один миллион десять тысяч сто десять)

  1. Работа по теме.

Задание 1. Запись предложений под диктовку. Объяснение пунктограмм и орфограмм. Определение вида односоставных предложений.

1. Не проводите праздничные мероприятия при запертых распашных решетках на окнах.

2. Не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару.

3. Не украшайте елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не одевайтесь в костюмы из легкогорючих материалов.

4. Не гасите полностью свет в помещении во время спектаклей или представлений.



- Определите стиль текста.

- Что представляет собой этот текст? (Инструкцию по технике безопасности во время проведения новогодних праздников)

- Что такое инструкция?

Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь.

- Какие предложения по составу грамматической основы использованы в данной инструкции?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Инструкция)

- Какова задача, стоящая перед нами на уроке?

Задание 2. Замените односоставные определенно-личные предложения неопределенно-личными, употребив сказуемые-глаголы в форме 3 лица, мн. числа настоящего времени.

Как ухаживать за цветком гибискус?

  1. Содержите цветок в хорошо освещенных помещениях с ярким солнечным светом.

  2. Летом постоянно поливайте гибискус.

  3. Зимой полив сократите, но не допускайте пересыхания.

  4. С весны и до осени гибискус подкармливайте минеральными удобрениями, смешивая их с коровьим навозом, один раз в неделю.

  1. Физкультпауза

Упражнения, способствующие релаксации:

- Сядьте удобнее.

- Расслабьтесь.

- Закройте глаза.

- Представьте горный водопад.

- Попытайтесь услышать звуки природы.

- Какие предложения по составу грамматической основы были использованы мною для проведения физкультпаузы?

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите вид односоставных предложений. Спишите, заменяя безличные предложения определенно-личными. Какую форму глагола-сказуемого вы употребите?

1. Каждый день нужно проверять температуру воды и поддерживать именно ту температуру, которая требуется для того или иного вида рыб.

2. Воду необходимо аэрировать и фильтровать. Для этого существует специальное оборудование.

3. На состояние воды влияет не только ее чистота, но и состав, который во многом зависит от живых аквариумных растений. Для полноценного роста и фотосинтеза водным растениям необходим свет, который, впрочем, нужен и рыбкам. Поэтому время от времени и в зависимости от продолжительности светового дня нужно включать подсветку аквариума.

4. «Плохой» могут сделать воду некачественные аксессуары для аквариума, изготовленные из пластика, и табачный дым. Так что не следует экономить на дешевых украшательствах и курить вблизи аквариума.

5. Необходимо периодически подливать в аквариум свежую воду и периодически чистить сам аквариум.

3. Самостоятельная работа.

Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

Восстановите порядок правильных действий при приготовлении.

"Как приготовить борщ"

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель

2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

3.Налейте воды в кастрюлю.

4. Ждите пока свариться суп.

5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.


IV. Домашнее задание.Составить рецепт и инструкцию приготовления салата «сельдь под шубой»



Рефлексия.

- Что повторили на уроке?

- Чему учились?

- Чему научились?

- Где могут быть применены знания, полученные на уроке?

- Какие односоставные предложения могут быть использованы в инструкции?