План-конспект урока
по русскому языку в 5 классе на тему: «Разделительные ъ и ь»
Класс: 5 класс
Урок закрепления изученного материала
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, игровые технологии; индивидуальная форма обучения.
Оборудование
Ресурсы Интернета – сайт Центр образования "Технологии обучения"(http://iclass.home-edu.ru) I-Школа, курсы по выбору «Служба консультаций»;
Цель урока: создать условие для закрепления навыка правописания ъ и ь, формирования умения видеть орфограмму и выделять её графически
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки правописания ъ и ь, формирование умения видеть орфограмму, выделять её графически;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- развить и закрепить умение учащихся работать с различными видами тестов, использовать знания в нестандартных ситуациях;
- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность;
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформированы навыки правописания ъ и ь и умение видеть орфограмму, выделять её графически;
- обобщены, углублены и закреплены знания об орфограмме;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
- сформировано умение работать с различными видами тестов, использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям
Межпредметные связи: Литература
Оборудование урока:
Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. Техника: ноутбук, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент (5 мин.)
Пальчиковая разминка с речевым сопровождением.
“Моем руки!”
(Ритмично потираем ладони, имитируя мытье рук.)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить, как бы стряхивая водичку.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
2. Актуализация знаний. Лингвистическая сказка (10 мин)
(прослушивание аудиозаписи).
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 5-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку"; забить "коля", – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Беседа по сказке:
- О чем эта сказка? (о разделительных знаках)
- Что рассказывает нам сказка о Ъ и Ь? (Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласную букву; а Ь – перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слова и после него)
- Сформулируйте тему нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь.
3.Закрепление материала (17 мин)
3.1. Выполнение задания карточки.
На сколько групп по написанию можно разделить слова? Как можно оформить запись?
Объём, объявление, обезьяна, разъединить, вьюга, подъезд.
Учащийся оформляет запись в форме таблицы, группирует слова, обозначает орфограмму графически.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём и к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай посильней!
3.2. Выполнение задания « Реши пример» ( сайт I-Школа, курс « Служба консультаций»).
+корень - ём-
Реши примеры
Приставка ПОД + Ъ +корень ЁМ=
Приставка ОБ + Ъ + корень ЁМ =
Приставка ОБ + Ъ+ корень ЁМ =
Приставка С + Ъ+ корень ЁМ =
3.3. Самостоятельная работа обучающегося. «Лови ошибку».
Выполнение задания на раздаточном материале.
Найди ошибки и исправь их.
Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на подём,
А потом с горы спускались,
Разезжались и сезжались,
Обезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отезжали,
Снова к горке подезжали,
Снова лезли на подём,
Чтобы сехать вниз потом. (В. Викторов)
4.Подведение итогов. Оценивание деятельности учащихся (5 мин.)
5.Домашнее задание (3 мин.): 12, упр.57.
6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Предложить ребёнку продолжить одно из высказываний:
– Сегодня я узнал_________________________________________
– Я выполнял задания______________________________________
– Я понял, что_____________________________________________
– Теперь я могу____________________________________________
– Я почувствовал, что_______________________________________