Класс: 9
Тема: Реакция ионного обмена. Условия их протекания.
Цель урока: развивать понятие о свойствах ионов в растворах, способности их связываться в малодиссоциирующие вещества. Дать представления о реакциях ионного обмена.
Задачи урока:
1. Образовательные: раскрыть суть протекания химических реакций в растворах электролитов; сформировать умение предвидеть оборотность химических реакций; научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
2. Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации;
3. Воспитательные: воспитание в учениках настойчивости, стремления к
высокому качеству результатов труда.
Тип урока: комбинированный.
Формы и метод обучения: фронтальный, индивидуальная, проблемно-поисковая, беседа, демонстрация, интерактивные методы, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Мотивация
Объяснение нового материала
Закрепление знаний, подведение итогов занятий
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока:
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Сегодня мы пойдем к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.
ІІ.Актуализация опорных знаний.
«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)
На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.
Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».
1. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
2. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода – (кислоты)
7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве антона образуется только гидроксид-ионы – (основания)
8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка – (соли).
Задание № 2 «Куча мала». На доске беспорядочно записаны формулы ионов.
Ca2+;K+;CI-;Mg2+;SO42-;CO32-;Fe3+;OH-
Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам. Проверяем правильность выполнения.
Задание № 3 «Найди меня». Укажите сильные электролиты.
HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2
Задание № 4 Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Прочитать уравнение диссоциации.
Анализируем выполнение задания.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Нас интересуют сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами). Сейчас мы с Вами сформулировали тему урока. «Реакции ионного обмена»
ІV. Изучение нового материала
Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь).
Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).
Рассмотрим примеры таких процессов.
Демонстрация 1 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”.
Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
1.Записать уравнение реакции в молекулярном виде
NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + H2O
2.Расставить коэффициенты
2NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + 2H2O
3.По таблице растворимости определить растворимость веществ
4. Составляем полное ионное уравнение ( растворимые вещества расписать на ионы)
2Na+ + 2ОН- + 2H+ +SO4 -2= 2Na + +SO42- + 2H2O
5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части
6.Составить сокращенное ионное уравнение
2ОН- + 2H+=2H2O
Демонстрация 2 “Реакции, идущие с образованием осадка”.(Нерастворимых веществ.)
Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
ВаCl2+Na2SO4= ВаSO4↓+ 2NaCl
Ва 2+ + 2Cl-+ 2Na + +SO42-= ВаSO4↓+ 2Na+ +2Cl-
Ва 2+ +SO42-= ВаSO4↓
Демонстрация№ 3 “Реакции, идущие с образованием газа”.
Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.
Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)
Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам
Na2CO3+ H2SO4= Na2SO4+ CO2+ H2O
2Na ++CO32-+ 2H ++ SO42-= 2Na ++SO42-+ CO2+ H2O
CO32-+ 2H = CO2+ H2O
V. Закрепление знаний, подведение итогов занятий
VІ .Рефлексия
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________
– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________
VІІ. Домашнее задание.
Задание для любознательных «Не дай себе засохнуть». Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.
4