Урок 15.
| Тема урока: Силы трения. | Тема: Динамика |
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности | Цели урока: Образовательная: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения. Развивающая: развитие навыков составления структурной схемы при изучении нового материала формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; Воспитывающая: прививать культуру умственного труда. | Демонстрации. 1.Презентация «Трение» 2.Действие трения на движение тел |
Учебные пособия: Физика -10 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
Организационный этап Уважаемые со - участники со – бытия, Здравствуйте! Я не оговорилась, да нам предстоит вместе не просто быть на уроке, но и участвовать в работе над изучением нового материала. Все ли готово? Конспект, линейки, ручки, карандаши. Все в наличии? Начинаем урок. |
Постановка темы урока. |
1. | Начнем с определения темы урока. В ваших руках сообщения телеграмм, поступившим из разных городов. Прочтите. Определите проблему, возникшую в связи с данными событиями. Какое физическое явление нужно изучить в связи с этой проблемой? Это и будет темой нашего урока.◙ | Читают. Гололедица. Трение. |
Постановка целей урока перед учащимися. Мотивация к изучению нового материала. |
2 | Какую цель поставим в связи с исследованием этого вопроса? Получить знания о трении и силах трения. | Выдвигают цели. |
3 | Какие задачи стоят перед нами? Рассмотрим схему и определим задачи. | Называют задачи. |
Изучение нового материала. |
4 | Что может послужить источником наших знаний? Вам предлагается использовать текст, находящийся на столе. Бегло читаем текст и делаем пометки на полях, выделяя знания, относящиеся к структурной схеме. Начнем с определения. Какое явление называют трением? Используя текст сформулируем определение: Явление взаимодействия двух тел при соприкосновении, которое выражается в препятствии их взаимному перемещению называют трением. Какой физической величиной характеризуют действие одного тела на другое? Как назовем силу, возникающую при трении? | Называют виды источников. Читают и отмечают на полях основные элементы знаний. Подчеркнуть в тексте. Сила. Сила трения. |
5 6 7 | Используем еще один источник знаний, о котором говорил Леонардо да Винчи. Соберем факты, опираясь на опыты о существование различных видов трения. 1) Повторим опыт, показанный на рисунке. Что наблюдаем? – карандаш покоится. Какая сила мешает ему двигаться? - Сила трения покоя. 2) Что нужно сделать, чтобы карандаш пришел в движение? Куда направлена скорость? – вдоль наклонной плоскости. Как движется тело? – скользит. Как назовем силу, мешающую этому движению?- сила трения скольжения. Куда она направлена? – противоположно скорости. Сравните силу трения скольжения и силу трения покоя? 3)Проведем еще один опыт с карандашом. Верните наклон, при котором карандаш не соскальзывал с книги. Расположите карандаш поперек и наблюдайте. Какое движение происходит? – катится. Какая сила трения при этом возникает? – сила трения качения. Что можно сказать о ее значении сравнивая с силой трения покоя? – она меньше. Сравнивая с силой трения скольжения? – она меньше. Распознаем виды силы трения, участвующей в опыте. Демонстрации: 1. Тележка с закрепленными колесами удерживается на наклонной плоскости. 2. Тележка съезжает с наклонной плоскости и останавливается на поверхности стола. 3.Тележка скатывается с наклонной плоскости. 4.Шарик падает в трубке с водой. 5.На моих пальцах трубка скользит одним концом дольше, чем другим и пальцы сходятся не на середине. | Опыт. Выполняют опыты. Распознают силы трения |
8 9 | Посмотрите еще несколько случаев действия трения и распознайте, какой ее вид проявляется в каждом случае? | Называют виды трения. |
10 11 | Найдите в тексте ответ на следующий вопрос: В чем причины возникновения силы трения? Объясните рисунки. | Находят ответ на стр.2 и зачитывают его. |
12 13 | Какие силы трения мы научились распознавать? Какие величины характеризуют трение, кроме силы? Найдите в тексте: Сила нормального давления. Чему численно равна эта сила? – силе тяжести при нормальном ее действии.N =gm Коэффициент трения. Выразите его значение и дайте определение. μ = Fтр/N Коэффициент трения равен отношению силы трения к силе нормального давления. В каких единицах будем его измерять? Нет единицы измерения, так как Н/Н =1 От чего зависит коэффициент трения? (таблица в учебнике) | Находят в тексте и называют. Называют. Дают определение. Комментируют запись. Находят и зачитывают. |
14 | Запишем формулу для нахождения силы трения скольжения. Прочитайте запись закона. На основании предыдущих фактов запишем соотношение между силами. | Находят в тексте и переписывают в схему. |
15 | Применение: напомню проблему, с которой мы столкнулись в начале урока. Как по - вашему можно справиться с ней, имея знания о силе трения? Трение может быть и полезным и вредным. Рассмотрите несколько случаев и определите: вредно или полезно. Что можно сделать, чтобы увеличить или уменьшить эти эффекты? | Учащиеся выдвигают предложения. |
16 | Немного истории: Шел 1500-й год. Великий итальянский художник, скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников: он таскал по полу то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от величины площади соприкасающихся в движении тел? Механики того времени были глубоко убеждены, что чем больше площадь касания, тем больше сила трения. Они рассуждали примерно так: чем больше таких точек, тем больше сила трения. Совершенно очевидно, что на большей поверхности будет больше таких точек касания, поэтому сила трения должна зависеть от площади трущихся тел. Сейчас вам предстоит выполнить небольшую работу: «Исследовать зависимость силы трения от площади соприкосновения». Что вам предстоит измерять? – силу трения. Каким способом? – динамометром. Что будете изменять в ходе исследования? – площадь соприкосновения тел. Какими воспользуетесь приборами? Динамометром. Посмотрите на рисунок и вспомните как нужно им пользоваться при измерении силы трения. Помещая брусок на плоскую грань и на ребро можно убедиться, что сила трения не изменяется. К такому же выводу пришел Леонардо да Винчи. Вывод: От площади поверхности сила трения не зависит. | Слушают Отвечают на вопросы. Выполняют задание с брусками. Высказывают вывод. |
17 18 | Применение знаний о силе трения позволяет решать многие проблемы: Уменьшение трения, там, где оно мешает. Увеличение трения, там, где оно помогает. | Заполняют схему. |
Первичная проверка и систематизация знаний. |
| Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома. Житейские тесты Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей … Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и.. Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он … Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля? Ваня собрался покататься с друзьям на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям … | Устно отвечают на вопросы теста. |
Итоги урока |
19 | Подведем итог урока. Удалось вам получить новые знания? Для чего они могут вам пригодиться? Довольны ли вы своей работой на уроке? Заполнение схемы. Запишем домашнее задание ► Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |