МБОУ «Лицей №39»им. Астемирова
План-конспект открытого урока
на тему:
«Уроки ИЗО с элементами флористики»
Махачкала 2023г.
Составила – учитель нач. кл. Габибуллаева С.Б.
Цели урока:
- Изготовление открытки из сухоцветов;
- дать понятие о флористике;
Задачи
Обучающие: научить детей технологии изготовления открытки.
Развивающие: развивать художественный вкус, воображение, фантазию и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной и коллективной деятельности, любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, аккуратность, интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Материалы: картон, бечевка, сухоцветы.
Инструменты: ножницы, клей.
Наглядность: готовый образец открытки.
Ход урока
1. Орг. момент
- приветствие;
-проверка готовности к уроку.
2. Изложение нового материала.
Беседа.
Сегодня мы с вами познакомимся с природным материалом и научимся с ними работать.
Посмотрите на эту открытку – вы научитесь делать такую же.
Для начала, я вам расскажу немного о флористике и об истории традиции дарить открытки.
Флористика - один из видов визуального искусства, в котором художник вместо красок использует цветочные лепестки, листья, травы, а также специальные искусственные материалы. Это выражение фантазии, творческих порывов и чувств человека посредством живых и сухих даров растительного мира.
И хотя подобные изделия вряд ли способны заменить живую растительность, они вполне могут стать эффектным дополнением практически к любому интерьеру. Кроме того, такие композиции — настоящее спасение для так называемых «проблемных помещений», по каким-то причинам неподходящих для содержания растений.
Сегодня, проблема разобщенности человека с природой ощущается особенно остро. Бетонные улицы, сухой воздух… Живые цветы – самое потрясающее украшение, придуманное природой. Поэтому цветочные композиции являются отличным подарком для любимых и близких, надолго оставляя о вас самые прекрасные воспоминания.
Флористика (дизайн).
|
Флористическая композиция с цветками эхинопсиса |
Флористика — разновидность декоративно-прикладного
искусства, которое воплощается в создании флористических работ (
букетов, композиций,
панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (
цветов,
листьев, трав, ягод,
плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Направления
В настоящее время в европейской аранжировке цветов существует три направления, признанных ведущими мастерами в этом искусстве — Грегором Лершем, Дениэлом Остом:
Декоративное
Вегетативное
Форма-линейное
Питер Асман выделял четыре направления. Кроме вышеперечисленных трех, был ещё — параллельный. Впоследствии это направление вынуждены были перенести в категорию расположений линий растительного материала. Особое направление флористики — это креативная флористика, отличающаяся особой изысканностью и оригинальностью идей.
Флористические техники
Основные: расстановка, втыкание, посадка и др.
Декоративные: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел и др.
Защитные: защита от влаги, защита от испарения, тейпирование, воскование и др.
Виды флористических работ
Композиция в сосуде
Букет — композиция из цветов, собранная в руках. Основная техника — связывание
Флористический венок
Коллажи, панно, ширмы
Гирлянда
Флористический объект
Флористика, цветочный дизайн
Если вы заглянули на этот сайт, то, скорее всего, вас интересует такое направление цветочной жизни, как флористика. А что же такое флористика? Покопавшись в толковых словарях и почитав соответствующую литературу, вы можете узнать, что, собственно, "Флористика - это вид профессионального декоративно-прикладного творчества сферы составления различных композиций из природных материалов, согласно установленным алгоритмам". Как-то ужасно сухо и холодно звучит это определение. Более того, мне кажется, что оно совершенно не раскрывает сути прекраснейшего "вида профессиональной деятельности", не показывает всю мощь языка цветов, всю красоту творческого начала истинного флориста. Если уж и говорить об определении понятия Флористика, то правильней всего сказать, что "Флористика - это не профессия, а состояние творческой души, в которой неразрывно существуют природа и поэзия".
Использование цветов является одним из древнейших способов украшения жилища. Значит, можно сказать, что и сама флористика является тем видом декоративно-прикладного искусства, которое существует с древних времен и заключает в себе практическое использование художественных свойств природного материала. И лишь название этот вид искусства получил сравнительно недавно. В связи с этим существует заблуждение в идентичности понятий "флористика" и "цветочный дизайн". Попробуем разобрать различия между этими двумя понятиями. Цветочный дизайн – это искусство создания цветочных композиций в вазах, шарах и корзинах или создание букетов и композиций из срезанных цветов, листьев, трав, декоративных трав и других ботанических материалов. Специалисты в области "цветочного дизайна" работают с цветами и растениями, обычно в рамках розничной торговли. Понятие же флористики зачастую используется в качестве обобщенного термина, который относится к культивированию цветов и композициям из них. Однако данный термин нельзя отнести исключительно к бизнесу и продаже композиций из цветов.
Хотелось бы добавить так же, что значение флористики в жизни человека все возрастает. Особенно велико ее значение в развитии у детей творческих способностей. Помимо чуткого и внимательного отношения к природе, флористика развивает в детях способность фантазировать и желание творить, наполняя их маленькие сердечки истинной любовью к прекрасному.
Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов вспециальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканнойпростоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
Икебана представляет собой ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений.
Икебана — «цветы, которые живут»!!! Это необычно.Икебана это древнее японское искусство создания цветочных композиций. В нём отразились традиции буддизма и синтоизма. Считается, что занятие икебаной позволяет человеку достигнуть внутренней гармонии и спокойствия. В VI веке в Японию проникло буддийское учение, принесшее с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Первые учителя и ученики были священниками и аристократией, но с течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана, таким образом, стала достоянием всего японского народа. Начиная с XIX века, мастера икебаны обладали всё увеличивающимся влиянием в обществе, а до этого времени стать мастером и вообще заниматься аранжировкой могли только мужчины (как это обычно водится в Японии), но в настоящее время женщины так же имеют право учиться этому искусству. Икебана представляет собой ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. В букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество.
Икебана — «цветы, которые живут»!!!Это необычно|22.04.2011 Икебана это древнее японское искусство создания цветочных композиций. В нём отразились традиции буддизма и синтоизма. Считается, что занятие икебаной позволяет человеку достигнуть внутренней гармонии и спокойствия. В VI веке в Японию проникло буддийское учение, принесшее с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Первые учителя и ученики были священниками и аристократией, но с течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана, таким образом, стала достоянием всего японского народа. Начиная с XIX века, мастера икебаны обладали всё увеличивающимся влиянием в обществе, а до этого времени стать мастером и вообще заниматься аранжировкой могли только мужчины (как это обычно водится в Японии), но в настоящее время женщины так же имеют право учиться этому искусству. Икебана представляет собой ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. В букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество.
Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом. Ваза или сосуд также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Ещё один наиважнейший компонент икебаны это пустота. Икебана воплощает не только японскую эстетику и философское мировоззрение: оригинальные цветочные композиции могут стать и просто очень красивым дополнением к интерьеру.
4.История создания открытки
Немногие понимают сейчас, что слово "открытка" - это сокращение от "открытое письмо", т.е. письмо, где и адрес и текст на одной карточке, не в конверте.
Действительно сначала на одной стороне открытого письма (т.е. письма, которое не запечатано в конверт) надо было писать текст, а на другой - адрес. Потом все шире стали распространяться открытки, где одну сторону занимала фотография, и для текста осталось совсем мало места. А сейчас чаще всего открытки покупают совсем не для того, чтобы куда-то отправить, - просто как память о посещении того или иного места.
Первое открытое письмо было выпущено в Австро-Венгрии в 1869 году. Посылать открытки было удобно с фронта, и их активно использовали солдаты во время франко-прусской войны. Некоторые из них стали рисовать на них собственные рисунки. Коммерсантам эта идея показалась здравой, и они стали продавать открытки уже с готовым изображением на ней.
Я помню открытки со стерео-изображением, и открытки на ткани, были даже открытки, представлявшие из себя звуковое письмо, - с дыркой посредине. Как только ни изощрялись. И постепенно само словосочетание "открытое письмо" вообще перестало употребляться. А пустые, без изображений, карточки для открытых писем перестали продаваться. Последнее воспоминание: еще в начале девяностых всем подписавшимся на собрания сочинений приходили такие карточки, приглашавшие получить очередной том.
Как и все, что вышло из обихода, "почтовые письма" без изображений, но с напечатанной на них маркой, вызывают легкий приступ ностальгии.
5. Физкультминутка
1.Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
6.Техника безопасности работы с ножницами.
- Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления открытки. Что вы видите на столе? ( дети рассказывают о том, что лежит на столе)
- Вспомним, как необходимо обращаться с колючими и режущими инструментами, которые нам пригодятся для работы.
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
- Открытку будем делать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что-то не поняли.
7. Практическая работа.
Контроль за работой, выполняемой учащимися. Помощь.
8. Итог. Рефлексия.
Показ и отбор лучших работ.
Анализ допущенных ошибок.
9.Уборка рабочих мест.
6