СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока с применением кейс-метода

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Нарушения кожных покровов и повреждения кожи".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока с применением кейс-метода»

Лонцих Н.В., учитель биологии БСОШ№ 3

План-конспект урока

Тип урока: комбинированный урок с применением кейс-метода.

Тема

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи

Цель темы

Формирование знаний о причинах нарушения кожных покровов, заболеваниях кожи, приёмах оказания первой помощи при обморожениях и ожогах.


Планируемый результат

Предметные умения

УУД


Формирование знаний о причинах нарушения кожных покровов, профилактике заболеваний кожи, способах оказания первой помощи при ожогах, обморожениях.


Личностные: 

1.Знание основ здорового образа жизни.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4.Владение основами самоконтроля и самооценки.

5.Организация рабочего места, распределение времени.

Познавательные: 

1.Умение определять понятия, строить логичные рассуждения и делать выводы.

2.Умение применять алгоритм для решения учебных задач.

Коммуникативные: 

1.Умение находить необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать с членами группы.


Основные понятия

Термический ожог, химический ожог, обморожение, стригущий лишай, чесоточный зудень, чесотка.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Химия, ОБЖ.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Работа с кейсами, обсуждения, анализ, презентация результатов, самоанализ.

Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана- Граф,2004.

Учебные кейсы

Компьютер

Проектор

Доска,мел




Технология проведения


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Содержание каждого этапа

I этап. Вызов (Актуализация знаний)



Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

1. Послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Кожа», выпишите в тетрадь функции кожи, о которых идёт речь в стихотворении. ( Слайд №1)

Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется –

Замерзнет если сильно –

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,

Доставим радость маме!

2. Какие функции кожи ещё вам известны? Запишите их.

3. Кто желает составить на доске кластер «Функции кожи»? Охарактеризуйте записанную вами функцию.

(Учитель контролирует правильность заполнения кластера, оценивает работу учеников)























































































4. Кожа является важнейшим органом нашего организма. Может ли она повреждаться?





5. Исходя из всего сказанного, попробуйте сформулировать тему урока.

(Учитель корректирует формулировку темы урока, демонстрирует слайд №2 Нарушение кожных покровов и повреждения кожи)

Слушают стихотворение, записывают в тетрадь функции кожи.

























Записывают функции в тетрадь.



Ж

защитная

елающие выходят к доске и составляют кластер. Кратко характеризуют функции кожи.

выделительная



дыхательная

















































































Ученики говорят о том, что кожа может повреждаться, возможно, называют несколько причин повреждения.

Ученики формулируют тему урока.








Обменная, защитная, терморегулирующая, дыхательная.



























Запасающая, выделительная, чувствительная.







обменная



ФУНКЦИИ КОЖИ

запасающая



1. Защитная (барьерная) функция. Кожа защищает организм от попадания вредных микроорганизмов и химических веществ, механических повреждений.
2. Обменная функция. В коже осуществляются специфические для нее превращения: образование кератина, коллагена, меланина, кожного сала и пота. Кожа усваивает полезные вещества, участвует в синтезе витамина D. Через кровеносную и лимфатическую сеть сосудов метаболизм кожи объединяется с обменом веществ всего организма.
3. Запасающая функция. Кожа задерживает в себе токсичные вещества, белковые метаболиты (например, остаточный азот при белковой диете и некоторых заболеваниях), так она помогает ослабить их действие на другие органы и головной мозг.
4. Выделительная функция. Кожа помогает освободиться от токсичных и избыточных продуктов организма (соли, вода, лекарственные вещества, метаболиты, и др.).
5. Терморегулирующая. Способствует поддержанию постоянной температуры тела.
6. Чувствительная (тактильная). Воспринимает внешние воздействия (боль, жар, холод и пр.), чем обеспечивает адекватную ответную реакцию организма на раздражители. Вспомните, например, как быстро мы отдергиваем руку, нечаянно коснувшись горячего утюга.
7. Дыхательная. Кожа участвует в процессе газообмена, протекающего в организме. Углекислота выделяется и поглощается кислород, этот процесс составляет всего 2% от полного газообмена организма.


II этап.

Осмысление


Учитель предлагает прочитать текст учебника с. 165 и ответить на вопросы:

1. Какие причины нарушения кожных покровов относят к внутренним, а какие к внешним?

2. Почему говорят: «Кожа – зеркало организма»?









Выслушав ответы, демонстрирует слайд №3 Причины нарушения кожных покровов.

Предлагает более подробно изучить внешние причины нарушения кожных покровов с помощью материалов, представленных в кейсах.

Учитель организует групповую работу с кейсами:

- распределяет учеников по группам (4-5 человек);

- знакомит с рекомендациями по работе с кейсом, сроками выполнения заданий, с системой оценивания;

- раздаёт кейсы;

- контролирует работу в группах;

- организует презентации групп;

-организует дискуссию.


Читают текст, находят и называют причины нарушения кожных покровов.



















Работа с кейсами в группах.

- знакомятся с рекомендациями по работе с кейсом;

- знакомятся с предложенной ситуацией, вопросами к кейсу;
- выделяют проблему;
- находят ответы на поставленные вопросы;

- готовят выступление группы;

- выступление групп;

- представители других групп внимательно слушают выступления, задают вопросы.


Внутренние причины нарушения кожных покровов: погрешности в диете, недостаток витаминов, нарушение гормональной регуляции, контакт с веществами, вызывающими  аллергию.

Внешние причины повреждений кожи: травмы, вирусные и грибковые заболевания, заражение кожными паразитами.

Любой, самый маленький прыщик на теле, – это сигнал об имеющемся в организме нарушении. Уберите внутреннюю причину, и кожа сама станет чистой. Вам не понадобятся никакие чудодейственные мази.



Материалы кейса №1, 2, 3, 4, 5.


III этап.

Размышление (Рефлексия)

Учитель предлагает написать синквейн «Кожа»;

Напоминает правила написания синквейна;

Слушает синквейны;

Подводит итоги урока,
оценивает работу обучающихся.





Знакомит с домашним заданием.








Работа в группах. Сочиняют синквейны.

Зачитывают синквейны.









Записывают домашнее задание в дневники.

Кожа.
Чистая, упругая.
Дышит, защищает, чувствует.
Надёжная защита всего организма!
Барьер.

Кожа.
Бархатная, гладкая.
Защищает, обволакивает, стареет.
Нет на свете прекрасней одёжы, чем бронза мускул и свежесть кожи!
Оболочка.

Прочитать §42, устно ответить на вопросы с.167, желающим подготовить презентацию на тему: «Грибковые и вирусные заболевания кожи»







Материалы кейсов:

Кейс №1

М аленькая Даша играла в кухне, мама готовила обед, иногда поглядывая на дочку. Но тут зазвонил телефон, и мама отвлеклась на минутку. Эта минутка оказалась роковой. Даша потянулась к плите и рукой взялась за горячую ручку сковороды. Мама успела перехватить сковороду, но пальчики на руке девочки были обожжены. Даша очень сильно плакала.

Вопросы:

1. Какой тип ожогов описан в данной ситуации?

2. Как оказать первую помощь при таких ожогах?

3. Какие меры помогут предотвратить подобные ситуации?

Неаккуратное обращение с огнём, паром, кипятком и другими горячими предметами,

может привести к термическим ожогам кожи.

По силе повреждения ожоги делятся на 4 степени:

1-я степень – покраснение кожи обожженных участков кожи, отек, боль.

2-я степень – появление волдырей, наполненных прозрачной желтоватой жидкостью, резкой болью.

3-я степень – повреждение глубоких слоев кожи, появление корочек – струпьев.

4-я степень – обугливание кожи, подкожной жировой клетчатки и мягких тканей.

 Оказание первой помощи при ожогах:

Убрать поражающий фактор.

Охладить место ожога, если ожог 1-й или 2-й степени – то охладить проточной водой (10–15 минут); при ожоге 3–4-й степени необходимо наложить стерильную влажную повязку и вместе с повязкой охладить обожженную часть тела в стоячей воде. Закрыть поверхность ожога сухой стерильной повязкой и обратиться к врачу.

З апрещается смазывать поверхность ожога маслом, кремом, мазью, белком и т. д.; прокалывать пузыри.







Кейс №2

Пётр и Василий дружат с первого класса. Сидят за одной партой. На уроке химии шла лабораторная работа. Изучали свойства кислот. Пётр в пробирку стал наливать соляную кислоту. В это время Слава, сидящий за следующим столом попросил у Василия учебник. Василий стал доставать его из рюкзака, и нечаянно подтолкнул Петра. Кислота вылилась прямо на руку Петра. Мальчик не растерялся, побежал к крану с водой.

Вопросы:

1. Какой тип ожогов описан в данной ситуации?

2. Как оказать первую помощь при таких ожогах?

3. Какие меры помогут предотвратить подобные ситуации?

Степени химических ожогов:

I – повреждение верхнего слоя (эпидермиса). Выглядит, как покраснение обожженной поверхности с незначительным отеком и болезненностью;

II – разрушенными оказываются эпидермис и верхняя часть дермы. Имеет вид пузырей, заполненных прозрачной жидкостью;

III – повреждение дермы. Имеет вид пузыря, наполненного кровянистой жидкостью или кровоточащая ожоговая рана;

I V – повреждение кожи и глубоких тканей (жировых, мышечно-сухожильных, костных).

Первая помощь при химических ожогах


1.Очистить поврежденную кожу от одежды или других предметов, которые также могут быть пропитанными химическими соединениями.

2.Смыть остатки реагента с обожженных участков. Для этих целей подойдет холодная вода. Важные моменты, которые необходимо обязательно соблюдать – она должна попадать на ожог под давлением или хотя бы стекать с него. Ни в коем случае нельзя погружать его в ванну или вытирать при помощи полотенца, салфеток и иных приспособлений. Длительность процедуры промывания должна составлять около получаса.

3.Если через некоторое время после смывания появляется жжение, стоит повторить процедуру.

4.Нейтрализация агрессивных компонентов химического соединения в области ожога. Её стоит проводить только в случае известной природы вещества. В случае воздействия кислот поверхность обрабатывают слабой щелочью (раствор пищевой соды в 2% концентрации – 300 мл воды с 1 ч. л. её порошка). При щелочных ожогах в качестве нейтрализатора может выступать такой же раствор уксусной или лимонной кислот.

5.Ограничение ожоговой поверхности от окружающей среды. Для этих целей лучше подойдут сухие повязки.

6.При 2,3,4 степени ожога следует немедленно обращаться в больницу.

http://www.ayzdorov.ru/lechenie_ozhog_himicheskii.php

К ейс №3

Пришла холодная зима,
Укрыла снегом все дома.
А мы оденемся теплей,
И побежим играть скорей.
На санках покатаемся,
В сугробах покопаемся.
Как здорово играть зимой,
Совсем не хочется домой!


Вопросы:

1. Какое нарушение целостности кожи возможно при длительном нахождении на улице в зимнее время?

2. Как оказать первую помощь при таких нарушениях?

3. Какие меры помогут предотвратить подобные ситуации?

В результате воздействия низкой температуры воздуха, а также при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе может возникнуть обморожение. Обморожение наступает не обязательно на морозе, случается это и при температуре воздуха около 0°С, когда повышена влажность, сильный ветер, а на человеке промокшая одежда или обувь.

Чаще подвергаются действию холода периферические части тела: пальцы ног и рук, нос, уши, щёки.

Степени обморожения тканей:

I степень – покраснение и отёк кожи.

II степень – образование пузырей.

III степень – омертвение кожи и образование струпа.

IV степень – омертвение части тела – пальцев, стопы.

Оказание первой помощи при обморожении:

Необходимо как можно быстрее восстановить кровообращение обмороженных частей тела путём их очень аккуратного растирания и постепенного согревания спиртом, водкой, если их нет,

Если побелели щёки, нос, уши, достаточно растирать отмороженную часть спиртом, водкой, одеколоном. Если их нет, растирать нужно мягкой перчаткой, меховым воротником или сухой фланелью. Нельзя растирать снегом, так как снег не согревает, а охлаждает отмороженные участки и повреждает кожу.

Одновременно с растиранием и согреванием пострадавшему нужно дать выпить горячий чай, кофе.

Если же кровообращение восстанавливается медленно и кожа остаётся синюшной, следует предположить глубокое отморожение и пострадавшего немедленно направить в больницу.

К ейс №4

Возле подъезда сидел серый котёнок. Марина очень любит животных, поэтому сразу взяла котёнка на руки, стала его гладить, ласкать. Девочка спросила у соседей, чей это котёнок, но никто не знал, откуда он появился возле дома. Тогда она решила взять его домой. Мама была не против, но когда внимательно рассмотрела котёнка, очень встревожилась. Мама сказала, что животное нужно срочно везти в ветеринарную клинику.

Вопросы:

1. Почему так встревожилась мама?

2. Кто является возбудителем заболевания?

3 . Какие меры помогут предотвратить заражение человека?

Одно из распространенных грибковых заболеваний – стригущий лишай. Болезнь получила такое название, потому что волосы на зараженных участках кожи делаются непрочными. Они обламываются, и создается впечатление, что их выстригли на этих местах. На открытых местах появляются ярко-красные пятна, шелушащиеся посередине.

Э тот вид лишая может поражать практически любой участок тела: кожу рук, ног, туловища, ногти ног и рук, паховые складки и подмышечные впадины, кожу волосяного покрова головы.

Болезнь очень заразна, но ее можно предупредить, если соблюдать простые правила: не мыться общей мочалкой, не пользоваться чужими тапочками и чужой одеждой. После контакта с животными (кошками и собаками) тщательно мыть руки, не прикасаться лицом к их шерсти.     

Животных с первыми признаками заболевания следует показать ветеринарному врачу.    

Если возникло подозрение, что человек заболел стригущим лишаем, надо сразу же обратиться к врачу. Самолечением нельзя заниматься.                  

Источник:http://zdravotvet.ru/lechenie-strigushhego-lishaya-u-cheloveka-foto-simptomy-priznaki/









Кейс №5

Мать привела на прием к врачу-педиатру трехлетнюю дочь, посещающую детский сад. У девочки три дня назад в области запястий, межпальцевых промежутков, ладоней и лица появилась сыпь, которую ребенок расчесывает, особенно интенсивно вечером после укладывания спать. Со слов матери, еще троих детей в ясельной группе беспокоит зуд.

1. Почему так встревожилась мама?

2. Кто является возбудителем заболевания?

3 . Какие меры помогут предотвратить заражение человека?

При занесении в кожу чесоточного клеща (зудня) возникает заразное заболевание – чесотка, протекающее с сильным зудом (особенно по ночам) и поражениями кожи, вызванными образованием ходов возбудителя.

Опасность заразиться чесоткой может подстерегать нас в любых общественных местах, транспорте, в быту при общении с больным человеком. Заразиться ею можно не только непосредственно от больного человека при контакте, возможен и опосредованный способ передачи возбудителя через предметы, к которым он прикасался.

Ч есоточный клещ имеет овальную форму, причем самка в 2 раза крупнее самца. Ее длина составляет порядка 0,5 мм, а  самца — 0,2 мм. Болезнь вызывают именно самки. После того, как клещи попадают на кожу, они в течении 10-20 дней активно скрещиваются. Затем самцы погибают, а самка прокладывает так называемые чесоточные ходы — сероватые линии с мелкими пузырьками на конце или мелкие красноватые возвышения с пузырьками. Ходы эти предназначены для откладывания яиц и разведения в них потомства. Через 4-5 дней из яиц появляются личинки, которые тут же начинают проделывать новые ходы.

Если чесотка выявлена у одного из членов семьи, остальным также необходимо пройти обследование у дерматолога. Необходимо провести максимально полную дезинфекцию своего жилья специальными средствами и предупредить всех своих знакомых, которые могли заразиться. Соблюдения правил личной гигиены могут уменьшить риск заражения чесоточным клещом. Лечение назначает врач дерматолог.

http://www.happydoctor.ru/info/1456