СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеучебного занятия на тему "Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект внеучебного занятия на тему "Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева" составлен в помощь школьному библиотекарю для проведения мероприятия среди учащихся 5-11 классов с целью создать условия для осознания и осмысления творческого пути И.С. Тургенева, способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеучебного занятия на тему "Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева"»

План-конспект внеучебного занятия

(подготовлен Исмаиловой Эльмаз Энверовной)

Предмет: литература

Класс: 5-11

Тема занятия: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Тип урока: комбинированный (урок применения знаний и умений и ознакомления с новым материалом)


Тема

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Цель и задачи

Цель: создать условия для осознания и осмысления творческого пути И.С. Тургенева, способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся


Задачи:

1.Образовательная: создать успешные условия для самостоятельного изучения учащимися теоретического материала о жизни выдающегося писателя XIX века И.С.Тургенева


2.Развивающая: фор­мировать умение выражать свои мысли, слушать, фиксировать и анализировать получаемую информацию


3 Воспитательная: прививать чувства любви и уважения к родине, культурному и историческому наследию своей страны.


Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Актуализация ранее полученных знаний, обретение новых знаний и умение их применять на практике


Личностные: развивать способность к самооценке на основе успешности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:  слышать и понимать содержание, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные: искать пути решения проблемы

Основные понятия

Вдохновение, герой литературного произведения, конфликт, образ, пейзаж, поэзия в прозе, тема

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование

история, обществознание

1) индивидуальная работа;

2) фронтальная работа;

3) групповая работа (в группах, парах).


портрет писателя, иллюстрации, компьютерная презентация, книги, раздаточный материал, стикеры, бумажные яблоки, цветы, лепестки, «дерево достижений»



Этапы работы

Содержание этапа

1.


Организационный этап учебного занятия



Время


Используемое оборудование


Орг-момент

2 мин

Стикеры, «дерево достижений»


Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Психологический настрой «Дерево достижений».

Раздаются стикеры 4 цветов, учащиеся выбирают понравившийся.

- Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


Приветствуют учителя.

Учащиеся выбирают один из четырёх цветов и крепят их к дереву достижений.

Те, кто выбрал:

Зеленый лист - ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы.


Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности


Коммуникативные: установка на общение


Познавательные: осознание познавательной задачи


Регулятивные: планирование необходимых действий, операций


2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



Время



Используемое оборудование





Постановка цели урока

3 мин

иллюстрации

Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

1.Проблемная ситуация.

Учитель показывает иллюстрацию с героями, учащиеся должны назвать автора самостоятельно. Задается вопрос:

- Назовите писателя, изобразившего русского крестьянина не только как подневольного, социально униженного человека, но и как личность, несущую в себе самые высокие человеческие качества: доброту, душевную чистоту, искренность.

Значит, сегодня на уроке мы поговорим о?

2.Целеполагание:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с личностью И.С.Тургенева, восстановим накопленные ранее знания о писателе. Ответим на вопросы, связанные с жизнью и творчеством писателя.

Учащиеся называют имя И.С. Тургенева и героев иллюстрации – Герасима и Муму

Ребята самостоятельно формулируют тему урока.


Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся


Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций, способов взаимодействия


Познавательные:  осознание познавательной задачи, самостоятельная установка задачи


Регулятивные: прогнозирование




3.

Этап изучения нового учебного материала, первичное усвоение новых знаний



Время




Используемые ресурсы








20 мин




портрет писателя, компьютерная презентация, книги, раздаточный материал



Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

 1. Вопросы для учащихся:

- Вспомните, какой период в русской литературе называют «золотым».

- Почему он так называется?

 - Продолжите этот ряд имен писателей «золотого века».

    В одном ряду с классиками русской литературы стоит имя И.С. Тургенева, потому что его произведения являются образцами литературного творчества.

Перед тем как начать свой рассказ о Тургеневе, я предлагаю вам вспомнить сведения о писателе, которые вам уже известны.

(Ученики вспоминают, что в 5 классе они изучали рассказ Тургенева «Муму»).

- Сформулируйте тему и основную мысль этого произведения.

Тема – рассказ о крепостном Герасиме, его привязанности к своей любимице и его трагедии.

Основная мысль – крепостной строй уродует души одних людей и делает несчастными других.

В процессе моего рассказа вы должны составить «визитную карточку» И.С.Тургенева. 

     Знаете ли вы, что такое визитная карточка?

2. Ознакомление с планом «визитной карточки» писателя

Задание: заполнить графы в течение рассказа учителя

  • Место и время рождения

  • Родители

  • Занятия юного писателя

  • Образование

  • Литературный дебют (первое произведение)

Работа в группах.

3. Лекция учителя-библиотекаря (с использованием компьютерной презентации)

И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье в городе Орел. Он был вторым сыном в семье. Всего же их было три брата.

Вскоре семья переехала в деревню. Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.  С детских лет он сво­бодно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представ­лениях, которые устраивались в имении.

 Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечат­лительном мальчике. Отец Тургенева — Сергей Николаевич — бывший военный, женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, но де­лами семьи занимался мало. Человеком он был замкнутым, холодным и сдержанным. С жадностью ловили дети те редкие минуты, когда он проявлял к ним хотя бы мимолетную нежность или видимость участия. Будущее детей не сильно волновало его. Более всего он был занят собою, заботами о своих удовольствиях и покое.

 Мать будущего писателя — Варвара Петров­на — на 6 лет старше мужа, была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Её жестокость и самодурство переходило всякие границы. Имея 3 тысячи душ крепостных крестьян, она, не задумываясь, расправлялась с провинившимися. Одно имя барыни наводило ужас на дворовых людей. Их постоянно секли розгами на конюшнях, повергали издевательствам, ссылали в дальние деревни, отрывая от семьи, от близких.

     Именно детские впечатления побудили Тургенева посвятить значительную часть своих произведений борьбе с крепостным правом.

 Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду. Это был какой-то особенный мир, в котором были только деревья, травы и стихи, которые ему читал один дворовой, страстный любитель поэзии.

 Часто он уходил на пруд, в котором водилась разная рыбешка. Он забавлялся ее кормлением, бросая ей хлебный мякиш, распаренные зерна ржи и пшеницы. В ненастные дни он скучал, жалея, что не удастся побывать на пруду.

 Любил также Ваня общаться с людьми из народа. Лесники и охотники рассказывали ему о жизни леса, о повадках птиц и зверей. В погожие дни они брали его с собой на охоту, научили стрелять из ружья. Но любовь к природе была отравлена сознанием того, что существование всех окружающих подчинено почему-то дикому произволу его властных родителей.

 Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и потому в 1827 году семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета

 В 1834 году переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1837 году Тургенев успешно его закончил.

 Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский универ­ситет, где посещает лекции, занимается классическими языками, пишет стихи.

 Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государствен­ной службе, в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя ли­тературной деятельности. Среди его произведений – стихи, поэмы, очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, критические статьи, рецензии, письма.

 А в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение — первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».

4. Проверка выполненной работы и беседа

Учащиеся отвечают на вопросы.






























Работают в группах. Слушают лекцию учителя-библиотекаря. Выполняют предложенные задания. Учащиеся 1-ой группы акцентируют внимание на месте и времени рождения, 2-я группа знакомит с родителями писателя, 3 группа – уделяет внимание занятиям юного писателя, 4 группа – сообщают об образовании, 5 группа – представляет первое произведение.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся


Коммуникативные: формировать умение работать в группах


Познавательные: слышать и понимать содержание, слушать, извлекая нужную информацию


Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану



4.


Первичное закрепление



Время


Используемые ресурсы




15 мин

портрет писателя, иллюстрации, компьютерная презентация, книги











Деятельность библиотекаря


УУД

1. - Продолжим рассказ о творчестве Тургенева. Сейчас послушаем выступления учащихся.














































2. - Скажите, что Тургенев так правдиво и выразительно показал в своих рассказах?






3. - В 1878 г. русский писатель И. C. Тургенев написал стихотворение в прозе:  

«Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего. 
      Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд...   

Кому посвящено это стихотворение в прозе?

Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.






























4. Последние годы

- В апреле 82-го появились «невралгические» боли, начинался рак спинного мозга.
Умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу» (слайд 20)

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале.  На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…

Согласно желанию Ивана Сергеевича, 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен недалеко от Белинского на Волковом кладбище.


5. Подведение итогов:

- Прошу ответить на вопрос:

С какими темами пришел в литературу Тургенев? 

- Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, решительностью.

- Хотя И. С. Тургенев большую часть жизни прожил не в России, он все равно остался истинно русским писателем. Он переживал за свою Родину, болел душой и за Пушкина, погибшего от руки Дантеса, и за крестьянскую реформу 1861 г. Многие его произведения были написаны во Франции, но о русских людях, крестьянах, показав их сильными, мудрыми и добрыми 


Ученик 1:

- Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.

К этому моменту Тургенева уже все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.  В 1843г. он начинает печататься. В это время он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание.

С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.
В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей.


Учащиеся отвечают на вопрос (В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы)

Ученик 2:

Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Она рано начала выступать. Впервые - в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо. Приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий. Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» - Иван Тургенев. Ему только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Тургенев ездил за ней по всей Европе. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом.
В 70-ые годы Тургенев вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей,  искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку
Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права.

Ученик 3:

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Покличешь – и деревья отзовутся…

Не в этом ли все волшебство искусства?







Учащиеся начинают обговаривать вопрос в парах. Ответы на поставленный вопрос.

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе


Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач


Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы


Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы


5.


Рефлексия

Время

Используемые ресурсы

5 мин

бумажные яблоки, цветы, лепестки, «дерево достижений»




Деятельность библиотекаря

Деятельность обучающихся

УУД

1. Подведение итогов урока с использованием метода «Микрофон»

- На этом уроке я узнал, что…

- Мне особенно запомнилось…

- Меня поразило…

- Я восхищаюсь…

2. Прием «Дерево достижений»

- Ребята, урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока (яблоки, листья, цветы). Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Индивидуально продолжают предложенное предложение.






Ребята подходят к дереву и крепят соответствующие их настроению предметы.

Личностные: способность к самооценке на основе успешности


Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать


Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы


Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.