Учитель: Встаньте, подровняйтесь, посмотрите на свою готовность к уроку.
Начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке
Будем мы учиться!
Будем вспоминать!
И, конечно, новое будем открывать!
Учитель: Ребята, посмотрите на выделенные слова. К какой части речи они относятся?
Ученики: глаголы
Учитель: Расскажите всё, что знаете о глаголе.
Ученики: Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - Что делать? Что сделать?
Учитель: Как вы думаете, мы уже всё узнали о глаголе?
Учитель: Да ребята, сегодня нам предстоит совершить ещё одно открытие в этой части речи. Итак, начинаем! Послушайте внимательно первое задание.
Откройте (тетрадка). (Запишите числе). (Приступим к работа) ( на экране появляются данные словосочетания).
Учитель: Почему вы смеётесь? Я что-то не так сказала? А как правильно? Что я перепутала? (На экране появляются правильные слова) Посмотрите внимательно на записанные слова. Как вы думаете, что это?
Ученики: Правильно так: откройте тетради, запишите число. Приступим к работе. Перед нами словосочетания.
Учитель: Как вы определили, что это словосочетания? А что такое словосочетание?
Ученики: словосочетание – особое соединение слов между собой по смыслу и грамматически.
Учитель: С чем мы можем спутать словосочетания? С предложением. Чем словосочетания отличаются от предложений? Важно уметь отличать словосочетания от предложений. На слайде даны словосочетания, какие части речи мы наблюдаем в этих словосочетаниях? Глагол+существительное. Мы раньше редко встречались с такими словосочетаниями, обычно словосочетания состояли из прилагательного и существительного: зеленая трава, золотая осень. Так вот оказывается, словосочетания, в которых присутствует самостоятельная часть речи – глагол, называются глагольными. И глагол в таких словосочетаниях является главным, он управляет остальными частями речи. Как вы думаете, за каким явлением в глагольных словосочетаниях мы будем наблюдать?
Ученики: мы будем наблюдать за связью слов в глагольном словосочетании.
Учитель: Отлично. Запишите число, классная работа. Пишем аккуратно, помним о том, как должен сидеть ученик. Обратимся к учебнику. Откройте русский язык на странице 69. Выполним задание № 95. Нам необходимо выписать словосочетания глаголов с выделенными словами из предложений.
Выполним задание в тетрадях и у доски. Читай первое предложение. Найди глагол в предложении. Задавай от него к выделенному слову вопрос. Выписывай данное словосочетание - глагол+сущ. Обозначим падеж существительного. Следующее предложение и т.д.
Ученики:
1) Пришел с рыбкой
2) Отпустил рыбку
3) Сказал слово
5)Забранила старика
6) Не хочет быть крестьянкой
7) Хочет быть дворянкой
8) Поклонился старухе
9) плеснула хвостом по воде
Учитель: Посмотрите на данные словосочетания, какую особенность вы заметили? На какие вопросы отвечают существительные в словосочетаниях? От какого слова задается вопрос?
Ученики: Вопрос задается от глагола к существительному, существительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Учитель: Как вы думаете, связаны между собой глагол в словосочетании и существительное? Каким образом? Например, что изменится, если в словосочетании пришел с рыбкой, изменится падеж существительного? (пришел с рыбке, или пришел с рыбки) Чего требует от существительного глагол в глагольном словосочетании?
Ученики: глагол требует от существительного определенного падежа.
Учитель: Давайте прочтем выделенное правило и проверим, правильный ли мы вывод сделали? Да ребята, мы с вами оказались правы.
Физминутка.
Посмотрите на доску. Даны словосочетания, но что-то в них не так. Как вы думаете, что?
Ученики: существительные стоят в неподходящем к глаголу падеже.
Учитель: А как определить, в каком падеже должно стоять существительное? Что необходимо сделать?
Ученики: задать от глагола вопрос к существительному.
Учитель: выполним в тетрадях и у доски. Выполняем аккуратно и красиво.
1. Убирали листьев; Убирали листья
2. Петь песня; Петь песню
3. Шить платью; Шить платье
4. Пастись на лужайку; Пастись на лужайке
5. Бежит по дорожка; Бежит по дорожке
6. Посмотрите в окном. Посмотрите в окно
Учитель: Какой мы можем сделать вывод о глаголе? Что он делает с существительным? Он им управляет. А зачем глагол управляет существительным?
Ученики: чтобы нам было понятно, о чем мы говорим, для правильности речи.
Учитель: Верно. А теперь немного пофантазируем. Составим словосочетания с данными глаголами в тетрадях и у доски.
Подошёл к …(столу) Рисуют …(мелом) Подарил...(цветы) | Занимается …(спортом) Пишет на …(асфальте) Заклеил…(тетрадь) | Узнал о …(погоде) Растут на …(ветке) Получил…(отметку) |
Отлично справились с заданием. Как вы думаете, нам в жизни пригодятся наши знания?
Итог урока. Молодцы ребята. Как вы думаете, мы сегодня на уроке сделали открытие? Что мы нового узнали о глаголе, как он ведет себя в словосочетании? Для чего мы используем такую связь слов в своей речи? Для чего нам вообще нужны словосочетания? Чтобы речь была красивой и грамотной.