СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока "Сила Архимеда"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока Для 7 класса"сила Архимеда"

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Сила Архимеда"»

План-конспект урока физики в 7 классе

« Архимедова сила»

Учитель высшей кв. категории МБОУ

Лицея №12 Красновой Татьяны Рамильевны

Место урока: данный урок является 45 в курсе физики 7 класса и 15 по счету в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ».

Тип урока – открытие новых знаний

Цели деятельности учителя: способствовать формированию представлений о силе Архимеда путем проведения исследовательской работы, развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и формулировать выводы.

Образовательные ресурсы: ведерко Архимеда, сосуд с водой, динамометр, компьютерная презентация, раздаточный материал, приборы для исследовательской работы (грузы, сосуды с разными жидкостями, динамометры), письменные принадлежности.

Методы обучения: создание проблемной ситуации, ситуации успеха; деятельностный подход.

Обучающие структуры: Раунд Тэйбл, Сингл-Раунд-Робин (подумайте, запишите, обсудите), ассоциации.

Формы обучения: коллективные, фронтальные, индивидуальные.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

личностные УУД: 

  • - формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы;

  • - содействовать техническому воспитанию учащихся;

  • - совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

метапредметные УУД: 

  • - развивать навыки коллективной работы,

  • - умение работать с физическими приборами, дополнительной литературой

  • - развитие творческих способностей учащихся.

  • - умение проводить физический эксперимент, по его результатам делать выводы, обобщения, творческие способности.

  • - развивать умение сравнивать,










предметные:

  • - сформировать знания учащихся о выталкивающей силе,

  • - выяснить, от каких величин зависит (не зависит) значение Архимедовой силы


Технологии, реализованные на уроке: развивающие, информационные, здоровьесберегающие.

Виды деятельности: исследовательская работа, работа с приборами, работа в тетради.

ХОД УРОКА

I. Приветствие

Здравствуйте ,ребята, взрослые я рада приветствовать вас на своем уроке



II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На уроках вы изучали силы. Какие силы вы знаете? Давайте вспомним все что вы знаете о силе тяжести. Работаем в группах. Каждая группа записывает на листе все о силе тяжести. Даю вам одну минуту(сила ,с которой земля притягивает к себе тела, приложена к телу, зависит от массы ,направлена вниз, измеряется динамометром, от g,есть у всех тел)

Какая группа готова ? Слушаем вас. У кого есть еще дополнения?

Слайд на доске - характеристика силы тяжести

III. Изучение нового материала

Проведем опыт. Возьмем цилиндр и подвесим его к динамометру. Пружина динамометра растянулась. И мы видим, что вес цилиндра в воздухе равен 3Н. Опустим цилиндр в воду, мы видим ,что пружина сокращается, показывая на уменьшение веса тела в жидкости. Вес тела в жидкости 2,4Н. Почему уменьшился вес? (потому что на тело в жидкости действует выталкивающая сила) Сформулируйте тему урока. Выталкивающую силу называют Архимедовой силой в честь ученого Архимеда. Записываем тему урока. Существует такая Легенда.(мультфильм) Как вы думаете к какому выводу пришел Архимед? Давайте посмотрим, чем же закончилась эта история. На основании фрагмента мультфильма ответьте на вопрос: Тело при погружении вытесняет жидкость . Чему равен объем вытесненной жидкости ? Vт=Vж(записать в тетрадях)-слайд

Сила – векторная величина, т.е имеет направление. Как направлена архимедова сила ? Сделать чертеж в тетради.-слайд

А сейчас внимание на экран, рассмотрим эксперимент

Эксперимент «Ведерко Архимеда» (приостановить) Какой вывод можно сделать на основании этого опыта
Вывод: выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости Fa= Pж (записать в тетрадях).выведем формулу для расчета выталкивающей силы. (слайд)  . Записать формулу в тетради Fa =pgv. Чтобы найти архимедову силу нужно плотность жидкости умножить на ускорение свободного падения и объем тела.

Чтобы определить выталкивающую силу экспериментально мы при помощи динамометра определяем вес тела в воздухе и вес тела в жидкости. Их разность равна архимедовой силе.(слайд).

А сейчас ребята экспериментально выясним от каких величин зависит архимедова сила. Работаем в группах.

Группа 1 определяет как зависит архимедова сила от объема тела

Группа 2 определяет как зависит архимедова сила от плотности тела

Группа 3 определяет как зависит архимедова сила от плотности жидкости

Группа 4 определяет как зависит архимедова сила от глубины погружения и формы тела

Каждая группа проводит эксперимент и делает вывод. Приступаем к работе


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Группа1

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, но одинакового материала, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  2. Сравните эти силы.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.







Группа 2

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

 Группа 3

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый цилиндр.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде.

  2. Чем отличаются эти жидкости?

  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

  4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Группа 4

Оборудование: груз из пластилина, 2 сосуда с водой, нить, динамометр.

  1.  Опустите  тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Долейте воду и понаблюдайте, изменится показания динамометра?

  2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от высоты уровня жидкости.

  3. Измените форму этого тела , Опустите  тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.

  4. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела одного и того же объема.

Вывод: Архимедова сила не зависит от высоты столба жидкости над телом и не зависит от формы тела.

Закончили работу .Каждая группа формулирует свой вывод.

Значит, архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема тела, но не зависит от плотности тела , глубины погружения, формы тела-слайд


IV. ИТОГ УРОКА   Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с архимедовой силой ,вывели формулу для ее расчета и выяснили от каких величин она зависит.


V. РЕФЛЕКСИЯ: В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке ,закончив предложения

Я сегодня на уроке понял…

Мне было особенно трудно…

Для меня осталось непонятным…



Сдайте листы.

Урок окончен. Спасибо!!!