Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: "Тире между подлежащим и сказуемым"»
Урок русского языка в 8-ом классе | |
Урок по теме: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: | познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
Задачи: | Образовательная: | повторить ранее изученный материал по теме: «Главные члены предложения»; закрепить полученные знания о подлежащем и сказуемом; повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации |
Воспитательная: | и уважение к патриотам своей Родины, к предмету. |
Развивающая: | развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение; создание условий успешного обучения учащихся; развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание |
Тип урока: | |
Вид урока: | |
Методы работы: | объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний. |
Формы работы: | |
Оборудование: | |
Инновационные технологии: | |
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Место темы пока оставьте свободным.
2 . Основная часть.
а). Повторение ранее изученного.
1. Беседа
? Какой член предложения называется сказуемым?
? Чем отличается составное именное сказуемое от составного глагольного?
Практическая работа с языковым материалом
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, определить грамматическую основу каждого предложения, указать вид сказуемых.
Но наше северное лето, Карикатура южных зим, М. лькнёт и нет: извес(?)но это, Хоть мы пр..знат(?)ся (не) х..тим. Уж реже солнышко бл..стало, К..роче становился день, Л..сов т..инстве(н, нн)ая сень С печальным шумом обн..жалась, Ложился на поля туман, Гусей кр..кливых к..р..ван Т..нулся к югу: пр..бл..жалась Д..вольно ску. ная п..ра; Ст..ял ноябрь уж у двора.
б). Переход к новой теме.
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
? О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
(Запись темы урока)
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения.
Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры.
Лишнее говорить – себе вредить.
А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
Его цель – сделаться героем романа.
Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
Между подлежащим и сказуемым стоит
Вводное слово,
Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
Наречие
Частица (не, лишь).
в). Закрепление изученного материала
Творческое задание. Переделайте предложения так, чтоб в них ставилось тире.
Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
Человека считают царем природы не случайно.
Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
Хозяин в поле трактор.
Тест . Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.
Грамоте учиться…всегда пригодится.
Хлеб в пути …не тяжесть.
Попытка … не пытка, а спрос не беда.
Язык .. не стрела, а пуще стрелы ранит.
Брат за брата …не ответчик.
Пень в избе …не околица, глупая речь не пословица.
Человек неученый …что топор неточеный.
Пеший конному … не попутчик.
Работа … не волк, в лес не убежит.
Аврал … это значит общая работа.
Трактор в поле …что танк в бою.
А ведь обед … вещь приятная.
Ты меж сестер … словно горлинка.
Хороший характер … богатство на всю жизнь.
Глубина колодца … девять метров.
Для честных людей обещание … это обязательство.
Лучший способ избавиться от врага …сделать его другом.
Удивительное дело … сон!
Ответы:
1, 11, 13, 18
Проверочная работа для закрепления изученного материала.
1. Писательство не ремесло и не занятие.
2. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.
3. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
4. Курить здоровью вредить.
5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.
6. Хорошая книга понятна и доступна
7. Купить хорошую книгу сделать хороший подарок
3. Подведение итогов.
- Назовите основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым отсутствует.
Д/з. Разобрать задание в карточках.