Автор методической разработки: учитель технологии
МБОУ «СОШ № 31»
Г. Симферополь
Севастьянова Ирина Валерьевна
План-конспект урока по технологии
Урок 12 10 класс
Тема. Введение в психологию творческой деятельности
Цели урока:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с понятием «творчество», видами творческой деятельности, влиянием творческой деятельности на развитие качеств личности.
- научить выполнять упражнения для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Развивающая:
- развивать у учащихся трудовые навыки.
Воспитательная:
– воспитывать аккуратность, старательность, настойчивость;
- содействовать трудовому воспитанию, эстетике.
Методы обучения: беседа, рассказ, использование наглядности.
Тип занятия: комбинированный
Структура занятия
1. Организационный момент………………………………………………3 мин
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………….5 мин
3. Изучение нового материала…………………………………………….25 мин
4.Закрепление новых знаний и умений учащихся………………………5 мин
5. Подведение итогов занятия…………………………………………….. 5 мин
6. Домашнее задание………………………………………………………..2 мин
Ход урока.
1. Организационный момент:
- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;
- проверка готовности учеников к уроку;
- ознакомление учащихся с планом занятия.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Фронтальный опрос учащихся:
1. Что называется проектированием?
2. Дайте определение понятиям: «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность».
3. Перечислите элементы мотивационного комплекса профессиональной деятельности
4. Основные стадии проектирования технических объектов.
5. Проект- это…
6. Какие выделяют виды проектирования?
7. Виды проектирования согласно Градостроительному кодексу РФ подразделяются на
3. Изучение нового материала.
Рассказ. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно,автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Виды творчества
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
Стадии творческого мышления
Г. Уоллес
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Стадии изобретательского процесса
П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.
Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности.
Виды творчества, его функции и результат:
художественное творчество - создание новых эмоций - произведения искусства;
техническое творчество - создание новых средств и предметов труда - техническое усовершенствование, - научное творчество - создание новых знаний изобретения;
спортивное творчество - создание(достижение) новых результатов - рекордсмены
Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.
10 простых и одновременно емких заповедей Творческой Личности:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств. Актуализация креативности обуславливает изменение всей личности в ее системной целостности «Процесс повышения креативности имеет системный характер. Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности невозможно»
С.К. Турчак отмечает, что современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности.
Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности.
Творческая личность часто попадает в условия рассогласования с окружающей средой, сталкивается с непониманием со стороны окружающих. Эти рассогласования частично могут быть объяснены с позиций различий уровней развития отношений личности.
Неадекватные отношения к сторонам творчества, к самому себе, к окружающим могут творческое поведение тормозить или останавливать. Адекватные или правильные отношения, наоборот, могут творческий потенциал личности освобождать. Это показывает большое социальное значение исследования внешних и внутренних условий раскрытия творческих способностей, в том числе и отношений личности, создающих благоприятные условия для развития творчества, подчеркивает актуальность психологического изучения отношений творческой личности, их изменений по мере развития творчества.
Творчество, если оно проявляется в поведении достаточно систематично, преобразует всю личность и, в частности, отношения личности с окружающими, отношения к различным сторонам жизни.
Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.
Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия.

1. Корабль с айсбергом, нижняя правая часть британского флага, альбом Франка Заппы (Ship Arriving Too Late to Save a Drowning Witch), курок револьвера...
2. Горы, леса, зубы (клыки), пила, диаграмма, пульс, кризис 2008...
3. Уши животного или рога, гора и два дерева, ботинки с длинными носами (вид сверху), ...
4. Кусок сыра, долька, месяц, миска, каска, лук без стрел, капкан..
5. Одуванчик, лапа вороны, горящий фитиль,
6 Кепка, сачок, ковш, компьютерная мышь, головастик, тапок...
7.Таблетка, мяч, диаметр, нож с круглой ручкой, шарик спортлото, уплывающая рыба вид от хвоста...
8 Две коктельные палочки с оливками, воробьи на проводах, русские деревянные счеты, шашлыки, настольный футбол сверху...
9. Репка или любой другой похожий овощ, старое радио, странная рыба, голова мультипликационного персонажа, гвоздь выпрямляемый на камне...
10. Наклонный курсор, атлетическая штанга (в перспективе), трамплин, ж/д рельсы, лежащая буква "Н"...
11. Человек с газетой, воин в доспехах, хоккейный вратарь, лунка и мяч для гольфа (в разрезе), тиски...
12. Пицца, луна, сыр, шар для боулинга (с бликами), пораженная мишень...
Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги - курсы – уроки - 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Русский поэт - Пушкин
Домашняя птица - курица
Фрукт - яблоко
Часть лица – нос
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Упражнение 6. Нужно составить цепочку ассоциаций, начиная с любого слова и записывая на бумагу все, что приходит в голову в связи с этим словом. Записывать свои ассоциации нужно быстро, а связи придумывать необычные. Например: лицо-нос-картошка-огород-деревня-дед-старый хрен-редька-горько и пр.
5. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Фронтальный устный опрос учащихся:
1. Что называется творчеством?
2. Перечислить стадии творческого мышления
3. Назовите стадии изобретательского процесса
4. Виды творчества, его функции и результат.
5. Какие заповеди Творческой Личности Вам известны.
6. Подведение итогов занятия
- проверка выполнения самостоятельной работы;
- анализ допущенных ошибок в работе.
7. Домашнее задание
Доклад. Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления.