СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия №1 по программе "Организменный элементарий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка занятия №1 по программе элективного курса "Организменный элементарий"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия №1 по программе "Организменный элементарий"»

Занятие 1

Валеология – предмет или наука? Факторы сохранения здоровья.

Общая характеристика биогенных элементов.

Кому угрожает опасность?

Вам, Разве вы не видите, что перед вами весы,

на одной чаше которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность.

Виктор Гюго

В конце 20 века в России получило распространение новое направление науки и практики, обозначаемое словом «Валеология» (от греческого «valeo» - здравствовать, быть здоровым). Валеология – наука об индивидуальном здоровье, представляющая собой пограничную область знаний на стыке медицины, педагогики, физиологии, демографии, антропологии, этиологии, гигиены, психологии, сексологии и ряда других наук.

Эвристическая беседа по вопросам:

- Что вам известно о перечисленных науках и их значении для человека?

- Можно ли дать однозначное определение здоровью?

- Как вы понимаете термин «индивидуальное» здоровье человека?

- Кто, по-вашему, в первую очередь должен заботится о сохранении вашего здоровья?

- От каких факторов зависит здоровье?

Вывод: Валеологическое образование необходимо получить каждому человеку, желающему жить долго и счастливо.

- От чего зависит состояние здоровья человека? (беседа)

Состояние здоровья человека зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них:

- наследственность – 20%;

- окружающая среда – 20%;

- уровень медицинской помощи – 10%;

- образ жизни – 50 %.

Прокомментируйте приведенные данные.

К основным компонентам образа жизни относятся питание, быт, организация учебного труда и отдыха, занятие спортом, отношение к асоциальным явлениям (курение, алкоголь, наркотики), отношение к индивидуальному здоровью, отношение к окружающим тебя людям и природе.

Я прошу вас проанализировать и вникнуть в смысл слов слова В. Гюго, и сделать вывод о том, в чем же наше могущество, и в чем наша ответственность?

Вывод: Каждый человек должен быть ориентирован на сохранение здоровья, вести здоровый образ жизни, а это хорошая основа для счастья.

Химия – наука сложная но, безусловно, важная. Химия способна помочь формированию знаний о здоровье - на элементарном, ионном и молекулярном уровне. Химические знания помогают оценить взаимное влияние человека и окружающей природной среды, и именно владея этой предметной областью можно быть и могущественным и ответственным, и здесь очень уместны слова «Знать – чтобы не навредить, знать - чтобы улучшить, знать – чтобы предотвратить».

- Как вы понимаете эти слова? (беседа)

Общая характеристика биогенных элементов.

Протоплазма живой клетки, кроме воды, содержит более 70 химических элементов. Это, в первую очередь углерод, водород, кислород, азот, сера, ионы натрия, калия, кальция, магния, цинка, меди, железа, кобальта, марганца, которые необходимы для правильного функционирования живого организма.

Элементы, необходимые организму для построения и жизнедеятельности клеток и организмов называют биогенными элементами.

Для 30 элементов биогенность установлена. Существует несколько классификаций биогенных элементов. Остановимся на некоторых из них.

1. По их функциональной роли:

а) органогены, в организме их 97,4 % (С, Н, О, N, P,S);

б) элементы электролитного фона (Na, K, Ca, Mg, CL), данные элементы составляют 99% общего содержания не органогенных элементов в организме;

в) микроэлементы – это биологически активные атомы центров ферментов, гормонов (переходные металлы).

2. По концентрации элементов в организме биогенные элементы делят:

а) макроэлементы;

б) микроэлементы;

в) ультрамикроэлементы.

К макроэлементам относят 12 элементов: органогены, ионы электролитного фона и железо. Они составляют 99,99% живого субстрата. Еще более поразительно, что 99% жи­вых тканей содержат только шесть элементов: С, Н, О, N, Р, Ca. Элементы К, Na, Mg, Fe, Сl, S относят к олигобиогенным элементам. Содержание их колеблется от 0,1 до 1%. Биогенные элементы, суммарное содержание которых составляет величину порядка 0,01%, относят к микроэлементам. Большинство микроэлементов содержится в основном в тканях печени. Это депо микроэлементов. Некоторые микроэлементы проявляют сродство к определенным тканям (йод - к щитовидной железе, фтор - к эмали зубов, цинк - к поджелудочной железе, молибден - к почкам и т.д.). Элемен­ты, содержание которых меньше чем 10-5%, относят к ультрамикроэлементам. Данные о количестве и биологической роли многих элементов невыяснены до конца. Некоторые из них постоянно содержатся в организме животных и человека: Ga, Ti, F, Al, As, Cr, Ni, Se, Ge, Sn и другие. Биологическая роль их мало выяснена. Их относят к условно биогенным элементам. Другие примесные элемен­ты (Те, Sc, In, W, Re и другие) обнаружены в организме человека и животных, и данные об их количестве и биологической роли не выяснены. Примесные элементы также делят на аккумулирующиеся (Hg, Pb, Cd) и не аккумулирующиеся (Al, Ag, Go, Ti, F). Известны крылатые слова, сказанные в 40-х годах немецкими учеными Вальтером и Идой Ноддак: «В каждом булыжнике на мостовой присутствуют все элементы периодической системы». Если согласиться, что в каждом булыжнике содержатся все элементы, то тем более это должно быть справедливо для живого организма.

Таблица 1. Суточное поступление химических элементов в организм человека

Химический элемент

Суточное потребление, в мг

Взрослые

Дети

Калий

2000-5500

530

Натрий

1100-3300

260

Кальций

800-1200

420

Магний

300-400

60

Цинк

15

5

Железо

10-15

7

Марганец

2-5

1,3

Медь

1,5-3,0

1,0

Титан

0,85

0,06

Молибден

0,075-0,250

-

Хром

0,05-0,20

0,04

Кобальт

Около 0,2 витамин B12

0,001

Хлор

3200

470

РО43-

800-1200

210

SO42-

10

Йод

0,15

0,07

Селен

0,05-0, 07

Фтор

1,5-4,0

0, 6

Столько же химических элементов должно и выводиться ежедневно из человеческого организма, поскольку их содержание находится в относительном постоянстве. Все живые организмы имеют тесный контакт с окружающей средой. Жизнь требует по­стоянного обмена веществ в организме. Поступлению в организм химических элементов способствует питание и потребляемая вода. Именно о воде и пойдет речь на следующем занятии элективного курса.

Домашнее задание:

  1. Выучить план – конспект

  2. Подготовить один из мини-проектов с использованием ИКТ

Рабочие темы индивидуальных и групповых проектов:

1) Облик молекулы 2) Аномальные свойства воды

3) Вода-растворитель 4) Путешествие одной капли (круговорот воды в природе)

5) Вода и живой организм

6) Анализ состава морской воды и крови человека. Содержание воды в клетке и межклеточной жидкости.