СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока по технологии. (мальчики 6 класс) Учитель Федотов А.А. ТЕМА: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план открытого урока :измерения штангенциркулем. Обращаю ваше внимание план написан на 2 часа.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по технологии. (мальчики 6 класс) Учитель Федотов А.А. ТЕМА: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.»

Димитровград МБОУ СШ№2

План открытого урока по технологии.

(мальчики 6 класс)

Учитель Федотов А.А.

ТЕМА: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Образовательная цель: дать учащимся общее представление о значении измерительного инструмента на современном производстве, познакомить учащимся с устройством штангенциркуля и принципом его работы, научить учащихся определять размеры детали с помощью штангенциркуля.

Воспитательная цель: воспитывать усидчивость и внимание, вырабатывать последовательность в работе и бережное отношение.

Развивающая цель: сформировать у учащихся первоначальное умение по выполнению некоторых приемов измерений.

Оборудование: макет штангенциркуля, штангенциркули, набор различных деталей.

Оформление доски: тема урока, новые слова (штангенциркуль, нониус).

1. Организационный этап

- приветствие, фиксация отсутствующих

- проверка подготовки класса к уроку

- организация внимания обучаемых

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения

2. Этап проверки д/з

Вопросы к проверке:

1.Что дает окрашивание изделий из древесины? (улучшение внешнего вида, защищает древесину от влаги.)

2.Для какой цели служит грунтовка? (грунтовка улучшает прилипание краски к поверхности)

3. Какие дефекты могут быть на окрашенной поверхности? (потеки. складки, пузырьки, шероховатости)

4. Как удалить дефекты? ( шлифованием и повторной покраской)

5.Назовите правила безопасной работы при окрашивании изделий.



3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

3.1Актуализация опорных знаний (слайд 2)

Тест

1. Измерительная линейка применяется для …

А. для выполнения измерений

Б. для чистки рубанка

В. как упор при запиливании



2. Одно деление на шкале линейки соответствует …

А. 1 м

Б. 1 см

В. 1 мм



3. Длинный штрих без числа обозначает …(слайд 3)

А. 10 мм

Б. 5 мм

В. 1 мм



4. Числа на линейке обозначают …

А. сантиметры

Б. миллиметры

В. дециметры





5. При измерениях необходимо …(слайд 4)

А. край линейки прикладывать к краю детали

Б. первый штрих (0) прикладывать к краю детали

В. штрих с цифрой 1 прикладывать к краю детали

6. Для перевода сантиметров в миллиметры необходимо …

А. число сантиметров умножить на 10

Б. число сантиметров разделить на 10

В. число сантиметров умножить на 5

3.2 Мотивация и целеполагание (слайд 5)

Постановка перед обучаемыми учебной проблемы, показ практической значимости изучаемого материала.

- Как с помощью известных инструментов измерить заготовку ? (тонкую пластинку, диаметр проволоки, диаметр отверстия и т.д.)

Обратить внимание на точность измерения.

Ответьте на вопросы: (слайд 6)

  • Все ли их размеры можно определить при помощи линейки? (Нет)

  • Известны ли нам технологии проведения измерения подобных деталей? (Нет)

  • Должны ли мы научиться производить такие измерения? (Несомненно)

Формулировка темы урока: ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ {записать в тетрадях}(слайд 7)

Задание: внимательно прочитайте тему и сформулируйте задачи нашего урока.

(На уроке нам предстоит изучить устройство штангенциркуля, и научиться с его помощью определять размеры деталей)

4 . Этап усвоение новых знаний -

План

  1. История появления штангенциркуля.

  2. Устройство штангенциркуля.

  3. Правила пользования штангенциркулем.

  4. Приемы измерения штангенциркулем.

4.1 Сообщение учащегося об истории штангенциркуля (слайд 8)

Термин « штангенциркуль» состоит из немецкого слова «штанге»-« шест, жердь, стержень» и латинского «циркулис»- «круг». Термин означает « стержень для измерения круга». Первые штангенциркули появились в начале 17 в., т.е. существуют уже около четырех столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных измерений в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки, и в конце XVII в., в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную португальским математиком П. Нунишем ( 1492- 1577) и в честь его названную нониусом. Ими можно было измерять с высокой точностью.

В настоящее время существуют множество штангенциркулей.

Они отличаются возможностями, пределами измерений и степенью точностью. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий , техник , инженер обязательно пользуются ими , а работа станочников и слесарей по металлу без него вообще немыслима.

4.2 Рассказ учителя о назначении и устройстве штангенциркуля

(слайды 9-11)В объеме учебника : § 17, с.110, рис.63

Штангенци́ркуль от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.


Штангенциркуль — один из самых распространённых инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе[1].


Наиболее сложной для понимания является дополнительная шкала – нониус. На таблице она изображена крупным планом .

Шкала нанесена на переднюю часть подвижной рамки. Она имеет 10 делений по 1,9мм. При длине 19мм получается, что каждое деление нониуса меньше 2 мм на 0,1(2,0-1,9= 0,1мм)


4.3. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитайте правила пользования штангенциркулем (§17.с.112)

Физкультминутка (слайд 12)

4.4 Объяснение правил измерения по макету


Алгоритм работы (слайд 13)


.

    1. Определите количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса.

    2. Определите совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая (последняя ) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров. Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким-либо делением на штанге.



Основные ошибки допускаемые обучаемыми при измерении штангенциркулем, (слайд 14)


1. При измерении держать штангенциркуль прямо перед глазами

2. Помнить, что 1 на основной шкале это 1 см., а мы производим измерение в мм.

3. При определение количества целого числа миллиметров на основной шкале до нулевой риски нониуса считаем целое количество рисок.

4. Помнить что первая риска на шкале нониуса нулевая.

5. на штанге и подвижной рамке имеются пазы, в них детали при измерении не вставляем

6. на подвижной рамке имеется упор, при помощи которого зажимаем деталь, очень часто обучаемые не используют его и слабо фиксируют деталь.

.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного. (слайд 15)

Разбор примеров на макете.(3-4 примера).


  1. Этап закрепления новых знаний. (слайд 16)

Упражнение по измерению размеров деталей штангенциркулем (карточки).

7. Этап применения новых знаний.

Лабораторная работа « Измерение штангенциркулем» . (слайд 17)


Цель работы: формирование у обучаемых умений работы штангенциркулем.


Оборудование: штангенциркуль, детали для измерения (трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полоски для измерения толщины, отрезки проволоки различного диаметра, детали с глухими отверстиями).


Ход работы



  1. Подготовить рабочую таблицу.

  2. Осмотреть штангенциркуль и проверить его точность.

  3. Измерить диаметр проволоки и толщину металлической пластинки.

  4. Измерить наружный и внутренний диаметр трубки.

  5. Измерить глубину глухого отверстия детали.




Измеряемая деталь

Измеряемый элемент

Размер

1

Проволока


Диаметр

d=

2

Металлическая пластинка

Толщина

h=

3

Шайба

Наружный и внутренний диаметр. Толщина

d1=

d2=

h=

4

Гайка

Толщина и размер «под ключ»

m=

s=




  1. Текущий инструктаж тех учащихся, которые испытывают затруднения.

  2. Заполнять таблицу.


8 Этап обобщения новых знаний и подведения итогов занятия. (слайд 18)

Д/з п.17

Контрольные вопросы

- Какие измерения можно выполнить штангенциркулем? (Штангенциркуль применяют для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок.)

-Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?

- Сколько шкал имеет штангенциркуль? Штангенциркуль имеет две шкалы: шкалу на штанге и дополнительную шкалу (нониуса) на подвижной рамке.)

- Как проводится отсчет целых и десятых долей миллиметров?

( Примерный ответ. Определить количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая ( последняя) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров.

Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким- либо делением на штанге.



9.Рефлексия . (слайд 19)

Что сегодня я узнал?

Мне было тяжело или нет?

Я понял материал или были затруднения?

Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата?

Какие цели и задачи стояли перед нами? Справились ли мы с ними?