Димитровград МБОУ СШ№2
План открытого урока по технологии.
(мальчики 6 класс)
Учитель Федотов А.А.
ТЕМА: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Образовательная цель: дать учащимся общее представление о значении измерительного инструмента на современном производстве, познакомить учащимся с устройством штангенциркуля и принципом его работы, научить учащихся определять размеры детали с помощью штангенциркуля.
Воспитательная цель: воспитывать усидчивость и внимание, вырабатывать последовательность в работе и бережное отношение.
Развивающая цель: сформировать у учащихся первоначальное умение по выполнению некоторых приемов измерений.
Оборудование: макет штангенциркуля, штангенциркули, набор различных деталей.
Оформление доски: тема урока, новые слова (штангенциркуль, нониус).
1. Организационный этап
- приветствие, фиксация отсутствующих
- проверка подготовки класса к уроку
- организация внимания обучаемых
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения
2. Этап проверки д/з
Вопросы к проверке:
1.Что дает окрашивание изделий из древесины? (улучшение внешнего вида, защищает древесину от влаги.)
2.Для какой цели служит грунтовка? (грунтовка улучшает прилипание краски к поверхности)
3. Какие дефекты могут быть на окрашенной поверхности? (потеки. складки, пузырьки, шероховатости)
4. Как удалить дефекты? ( шлифованием и повторной покраской)
5.Назовите правила безопасной работы при окрашивании изделий.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
3.1Актуализация опорных знаний (слайд 2)
Тест
1. Измерительная линейка применяется для …
А. для выполнения измерений
Б. для чистки рубанка
В. как упор при запиливании
2. Одно деление на шкале линейки соответствует …
А. 1 м
Б. 1 см
В. 1 мм
3. Длинный штрих без числа обозначает …(слайд 3)
А. 10 мм
Б. 5 мм
В. 1 мм
4. Числа на линейке обозначают …
А. сантиметры
Б. миллиметры
В. дециметры
5. При измерениях необходимо …(слайд 4)
А. край линейки прикладывать к краю детали
Б. первый штрих (0) прикладывать к краю детали
В. штрих с цифрой 1 прикладывать к краю детали
6. Для перевода сантиметров в миллиметры необходимо …
А. число сантиметров умножить на 10
Б. число сантиметров разделить на 10
В. число сантиметров умножить на 5
3.2 Мотивация и целеполагание (слайд 5)
Постановка перед обучаемыми учебной проблемы, показ практической значимости изучаемого материала.
- Как с помощью известных инструментов измерить заготовку ? (тонкую пластинку, диаметр проволоки, диаметр отверстия и т.д.)
Обратить внимание на точность измерения.
Ответьте на вопросы: (слайд 6)
Все ли их размеры можно определить при помощи линейки? (Нет)
Известны ли нам технологии проведения измерения подобных деталей? (Нет)
Должны ли мы научиться производить такие измерения? (Несомненно)
Формулировка темы урока: ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ {записать в тетрадях}(слайд 7)
Задание: внимательно прочитайте тему и сформулируйте задачи нашего урока.
(На уроке нам предстоит изучить устройство штангенциркуля, и научиться с его помощью определять размеры деталей)
4 . Этап усвоение новых знаний -
План
История появления штангенциркуля.
Устройство штангенциркуля.
Правила пользования штангенциркулем.
Приемы измерения штангенциркулем.
4.1 Сообщение учащегося об истории штангенциркуля (слайд 8)
Термин « штангенциркуль» состоит из немецкого слова «штанге»-« шест, жердь, стержень» и латинского «циркулис»- «круг». Термин означает « стержень для измерения круга». Первые штангенциркули появились в начале 17 в., т.е. существуют уже около четырех столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных измерений в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки, и в конце XVII в., в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную португальским математиком П. Нунишем ( 1492- 1577) и в честь его названную нониусом. Ими можно было измерять с высокой точностью.
В настоящее время существуют множество штангенциркулей.
Они отличаются возможностями, пределами измерений и степенью точностью. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий , техник , инженер обязательно пользуются ими , а работа станочников и слесарей по металлу без него вообще немыслима.
4.2 Рассказ учителя о назначении и устройстве штангенциркуля
(слайды 9-11)В объеме учебника : § 17, с.110, рис.63
Штангенци́ркуль от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.
Штангенциркуль — один из самых распространённых инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе[1].
Наиболее сложной для понимания является дополнительная шкала – нониус. На таблице она изображена крупным планом .
Шкала нанесена на переднюю часть подвижной рамки. Она имеет 10 делений по 1,9мм. При длине 19мм получается, что каждое деление нониуса меньше 2 мм на 0,1(2,0-1,9= 0,1мм)
4.3. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитайте правила пользования штангенциркулем (§17.с.112)
Физкультминутка (слайд 12)
4.4 Объяснение правил измерения по макету
Алгоритм работы (слайд 13)
.
Определите количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса.
Определите совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая (последняя ) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров. Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким-либо делением на штанге.
Основные ошибки допускаемые обучаемыми при измерении штангенциркулем, (слайд 14)
1. При измерении держать штангенциркуль прямо перед глазами
2. Помнить, что 1 на основной шкале это 1 см., а мы производим измерение в мм.
3. При определение количества целого числа миллиметров на основной шкале до нулевой риски нониуса считаем целое количество рисок.
4. Помнить что первая риска на шкале нониуса нулевая.
5. на штанге и подвижной рамке имеются пазы, в них детали при измерении не вставляем
6. на подвижной рамке имеется упор, при помощи которого зажимаем деталь, очень часто обучаемые не используют его и слабо фиксируют деталь.
.
Этап первичной проверки понимания изученного. (слайд 15)
Разбор примеров на макете.(3-4 примера).
Этап закрепления новых знаний. (слайд 16)
Упражнение по измерению размеров деталей штангенциркулем (карточки).
7. Этап применения новых знаний.
Лабораторная работа « Измерение штангенциркулем» . (слайд 17)
Цель работы: формирование у обучаемых умений работы штангенциркулем.
Оборудование: штангенциркуль, детали для измерения (трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полоски для измерения толщины, отрезки проволоки различного диаметра, детали с глухими отверстиями).
Ход работы
Подготовить рабочую таблицу.
Осмотреть штангенциркуль и проверить его точность.
Измерить диаметр проволоки и толщину металлической пластинки.
Измерить наружный и внутренний диаметр трубки.
Измерить глубину глухого отверстия детали.
№ | Измеряемая деталь | Измеряемый элемент | Размер |
1 | Проволока | Диаметр | d= |
2 | Металлическая пластинка | Толщина | h= |
3 | Шайба | Наружный и внутренний диаметр. Толщина | d1= d2= h= |
4 | Гайка | Толщина и размер «под ключ» | m= s= |
Текущий инструктаж тех учащихся, которые испытывают затруднения.
Заполнять таблицу.
8 Этап обобщения новых знаний и подведения итогов занятия. (слайд 18)
Д/з п.17
Контрольные вопросы
- Какие измерения можно выполнить штангенциркулем? (Штангенциркуль применяют для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок.)
-Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?
- Сколько шкал имеет штангенциркуль? Штангенциркуль имеет две шкалы: шкалу на штанге и дополнительную шкалу (нониуса) на подвижной рамке.)
- Как проводится отсчет целых и десятых долей миллиметров?
( Примерный ответ. Определить количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая ( последняя) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров.
Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким- либо делением на штанге.
9.Рефлексия . (слайд 19)
Что сегодня я узнал?
Мне было тяжело или нет?
Я понял материал или были затруднения?
Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата?
Какие цели и задачи стояли перед нами? Справились ли мы с ними?