ПЛАН ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 В КЛАССА
К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Чтение текста вслух ( 4 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание ( 5 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог ( 2 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
№ | Тема занятия | Сроки | Форма занятий | Виды деятельности |
1 | Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий | 07.09 | Урок новых знаний | Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки |
2 | Основные правила выразительного чтения текста | 14.09 | Урок-практикум | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности |
3 | Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. | 21.09 | | Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл. предл., обособленные чл. пред., обращение, вводные слова, уточнение и проч.) |
4 | Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль. | 28.09 | Урок контроля | Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности. |
5 | Способы запоминания текста. | 04.10 | Урок-практикум | Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем |
6 | Способы цитирования текста | 12.10 | Урок-практикум | Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов. |
7 | Уместное, логичное включение цитаты в текст. | 19.10 | Урок-практикум | Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст. |
8 | Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. | 26.10 | Урок контроля | Пересказ фрагментов текста с включением цитаты. |
9 | Культура ведения монолога. Тип речи повествование. | 09.11 | Урок-практикум | Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта. |
10 | Культура ведения монолога. Тип речи описание. | 16.11 | Урок-практикум | Создание монологического текста-описания по фотографии. |
11 | Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. | 23.11 | Урок-практикум | Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей. |
12 | Грамматические нормы. | 30.11 | Урок-практикум | Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. |
13 | Речевые нормы. Орфоэпические нормы. | 07.12 | Урок-практикум | Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями. |
14 | Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. | 14.12 | Урок-практикум | Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач. |
15 | Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. | 21.12 | Урок-практикум | Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами) |
16 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 18.01 | Урок контроля | Участие в итоговом собеседовании |
17 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 25.01 | Урок контроля | Участие в итоговом собеседовании |
18 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 01.02 | Урок контроля | Участие в итоговом собеседовании |
19 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 08.02 | Урок контроля | Участие в итоговом собеседовании |
| | | | |
Система заданий, направленных на выработку навыка выразительного чтения
- выразительно прочитайте стихотворение, текст;
- прочитайте, регулируя силу голоса;
- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;
- прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
- прочитайте, передавая голосом состояние…;
- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?
- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;
- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;
-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;
- прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего.
Система упражнений, направленных на формирование умения строить диалог
- упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;
- разыграть диалог в предложенных ситуациях;
- организовать диалог на указанную тему;
- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;
- составить выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;
- продолжить диалог по предложенному началу и др.
Система упражнений при подготовке к монологическому высказыванию
- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица;
- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;
- составить доклад на заданную тему;
- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;
- сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему;
- доказать принадлежность текста к определенному стилю;
- дать характеристику чужому высказыванию;
- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;
- описать внешность человека;
- подготовить ответ на проблемный вопрос;
- выразить предложенную мысль более сжато;
- проанализировать схему, таблицу, сделать вывод;
- составить рассказ-репортаж на определённую тему;
- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;
- составить рассказ по картине;
- составить текст подписи к фотографии и др.