Просмотр содержимого документа
«План работы школьного музея на учебный год»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Т.А. Миренкова/ «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» августа 2017г. № ___ |
План работы школьного музея на 2017- 2018 учебный год
Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.
Задачи школьного музея:
формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
расширение исторического кругозора;
сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
воспитание познавательных интересов и способностей;
овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
Направления работы:
Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
Организация экскурсий в музей.
Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).
Участие в районных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности, в смотре-конкурсе школьных музеев.
Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда
Поисково-исследовательская деятельность
В исследовательской работе школьного музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью. Интервьюирование характеризуется отличительными особенностями:
- ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (ветераны труда и войны, участники локальных конфликтов, бабушки, дедушки, знакомые и т.д.);
- интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания, и поведения людей;
- важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики.
Экскурсионная деятельность.
Экскурсия – это форма культурно – образовательной деятельности музея. Экскурсии готовятся учащимися совместно с преподавателем на основе материалов, имеющихся в школьном музее, либо собранных в ходе поисково – исследовательской деятельности.
На материале одной и той же экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития (критерий доступности) или каждая экскурсия (ученический проект) адаптируется для определённой возрастной группы посетителей.
Образовательная деятельность.
Основной функцией музея является – образовательная. Для её реализации применяются
- интерактивные формы:
Принцип интерактивности предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Основой музейно – педагогической деятельности является диалог (между памятником и посетителями, музейным сотрудником и аудиторией и т.д.). Это касается не только социальных контактов со значимыми для ребёнка людьми. Посетители музея из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» всё, что предполагает им музей.
- ИКТ: обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, ведение сайта школьного музея.
Ожидаемые результаты
Для музея
Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
Совершенствование содержания деятельности музея;
Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
Укрепление материальной базы музея.
Для учащихся
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)
Организационно – методическая работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Утверждение и корректировка плана музея на год | сентябрь |
2 | Организация работы творческой группы экскурсоводов музея | сентябрь-май |
3 | Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею | сентябрь-октябрь |
4 | Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы) | сентябрь |
5 | Подготовка к научно – исследовательской деятельности и разработка тем: «Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны» «История военной техники времён Великой Отечественной войны» «Оборона Москвы» «Награды Великой Отечественной войны» | в течение года |
6 | Разработка плана мероприятий, посвящённых Дням Воинской Славы: 16 ноября – день памяти и скорби, 5 декабря – Битва под Москвой, 15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана, 23 февраля – день Защитника Отечества, 9 мая – День Победы | в течение года ноябрь декабрь февраль февраль май |
7 | Организация работы по дополнению экспозиций музея | сентябрь - май |
8 | Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно – историческому направление | май |
9 | Разработка и составление плана работы музея на следующий год | май |
Работа с ветеранами
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, посвящённые Дням воинской Славы: День защитника Отечества, День Победы | декабрь февраль май |
2 | Митинг, посвящённый освобождению Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков | сентябрь |
3 | Митинг, посвященный Дню Победы | май |
Работа школьного музея по направлениям
Экскурсионная работа | Фондовая работа | Поисковая работа | Участие в конкурсах и акциях |
Проведение экскурсии для учащихся школы и гостей по следующей тематике: История школы Великая Отечественная война и жители География выпускников школы История родного края Быт и нравы старины Советское прошлое страны и поселка | Ведение инвентарной книги Обработка получаемых материалов согласно инвентарной книги Создание электронного каталога фонда музея Создание картотеки экспонатов
| Продолжить сбор сведений об участниках войн в Афганистане и Чечне – жителях поселка. Продолжить краеведческую работу Продолжить сбор сведений и экспонатов об истории поселка и области Продолжить сбор материалов об истории школы и ее учителях | Проведение акции «Поздравление ветерану» Проведение акции «школьный музей в гостях у детского сада» Проведение акции «Милосердие» Участие в научно-практической конференции «Старт в науку» - школьный и муниципальный уровень Проведение викторины «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Организация встреч с интересными людьми Проведение Уроков Мужества |
Исследовательская работа. | Работа по сбору материалов. | Информация и информатизация | Экспозиционно-выставочная работа |
Оказать помощь материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися и учителями школы Оказать помощь материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий и т.д. Разработать тематику научно-исследовательских работ школьников | Продолжить накопление материала (в течение учебного года) Об истории школы Об истории нашего посёлка О земляках, прославивших нашу школу Создать фонд работ учащихся - участников районных и областных краеведческих чтений Пополнять фонды экспонатами и новыми материалами. | Подготовка материалов для сайта школы Подготовка и предоставление информации для школьной и районной газеты Подготовка видеоматериалов Подготовка видеороликов | Оформить тематических экспозиций музея «Заслуженные учителя и руководители школы» «Выпускники нашей школы» «Творчество учеников и учителей» |