Просмотр содержимого документа
«План самообразования «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6
План по самообразованию
учителя-логопеда Бова И.П.
«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи»
на 2018-2020 учебный год
Ст. Кущёвская
Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года. Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».
- Принять участие в ПМПк, педагоги советах и методических объединениях.
- Распространить опыт работы в данном направлении.
- Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки». Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
- С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия. При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе. Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.
Формы работы | |
Месяц | С детьми | Педагогами | Самообразование |
Родителями |
Сентябрь | логопедическое обследование | Словесные игры для детей младшего возраста | - Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года; -разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы; -изучение методической литературы | Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения. Задачи и содержание коррекционного обучения в старшей логопедической группе. Консультация для родителей: «Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР » |
Октябрь | Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы | Развитие неречевого и речевого слуха. Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза | | |
Ноябрь | Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка». | Консультация для родителей: «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе» | | |
Декабрь | -составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала; -Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»; - Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях; - изучение методической литературы | Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»» | | |
Январь | Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют». | | | |
Февраль | Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)». | | |
Март | Оформление папки передвижки. Тема: «Как расширить словарный запас ребенка» | | | |
Апрель | Рекомендации по осуществлению контроля за качеством детской речи | | | |
Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР» | | | |
Май | логопедическое обследование | Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь |
Организация коррекционной работы на следующий учебный год, создание учебной программы | Консультация для родителей: «Чем и как развивать речь ребёнка летом» Автоматизация поставленных звуков | | |
Июль | | | | |
Август | | | | |
Методическая литература:
1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Дурова . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.