ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Программа саморазвития учителя физики
Автор –Багаутдинова Л.И..
Нижнекамск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Информационный раздел……………………………………………………….3
Концепция саморазвития………………………………………………………4
Программа реализации…………………………………………………………7
Приложение……………………………………………………………………..11
Введение
Одним из основных требований общества по отношению к современной школе является «формирование личности человека, который сумел бы решать научные или производственные задания, самостоятельно, практически думать, вырабатывать и защищать свои мнения и убеждения, систематически пополнять свои знания путем самообразования, повышения квалификации, теоретически пользоваться ими для изменения действительности». Успешность такого человека зависит от того, насколько он сможет поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, что очень востребовано в условиях глобального рынка. В нашу эпоху быстрой смены технологий нужно формировать новую систему образования, предполагающую постоянное обновление, формирование творческих компетентностей, индивидуализацию обучения.
Учитель «Новой школы» - это учитель, хорошо знающий свое дело, пользующийся уважением у учеников и общества, уверенный в себе и результатах своего труда, глубоко владеющий психолого-педагогическими знаниями и являющийся профессионалом в других областях деятельности, способный помочь ребятам найти себя в будущем. Учитель «Новой школы» должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии, причем наличие новизны в опыте педагога не должно стать единственным показателем, позволяющим ему получить более высокую категорию.
Информационный раздел
Ф.И.О.:
Число, месяц, год рождения:
Окончила
Присвоена квалификация
Занимаемая должность:
Классы:
Награды, поощрения:
Присвоенный разряд, категория:
Дополнительная деятельность:
Концепция саморазвития
В последние десятилетия сформировались новые тенденции в подходе к школьному образованию, выявляющие противоречия, формирующиеся и развивающиеся в процессе его изменения. «Информационный бум» повлек за собой необходимость перестройки образования в целом, что породило противоречие между содержанием школьного образования и реальными потребностями общества в его результатах.
Профессионально написанные тексты учебников и учебных пособий, ориентированные на вдумчивую работу мысли, сейчас меньше привлекают школьников, чем красочная виртуальная реальность, возникающая на экране телевизора или мониторе компьютера - логическая составляющая обучения уступает место визуальному восприятию. Назрело противоречие между возможностями обучаемых, владеющих общими приемами общения с информационной средой, и предлагаемыми им методами обучения в школе.
Дидактические средства поддержки учебного процесса являются одним из важнейших инструментов в работе учителя физики. Количественная недостаточность и малая вариативность этих средств ограничивает свободу учителя в подборе материала. Таким образом, выделяется противоречие между существующими формами сохранения и передачи методического и педагогического опыта и теми возможностями, которые дают новые информационные технологии.
На уроках физики школьники получают большой объем теоретического материала, приобретают необходимые умения и навыки в решении физических задач. Однако при переносе полученных знаний в ситуации нефизического характера, ученики оказываются не в силах применить готовые алгоритмы в поисках выхода из тупика. Данное несоответствие обилия фактического материала умению использовать его в нестандартных условиях все больше и больше обнажает противоречие между репродуктивными и развивающими способами обучения.
Перечисленные противоречия были выделены на основе полученных эмпирических данных о результативности процесса обучения физике, изучения практики учителей, теоретического анализа разнообразных литературных источников и явились мотивом для составления программы саморазвития, определив его актуальность.
Актуальность данного исследования определяется еще и тем, что перечисленные выше противоречия привели к необходимости нового подхода к реализации принципа наглядности в обучении физике. Становится необходимым перейти от взгляда на наглядность как одного из вспомогательных средств обучения физике к полноценному использованию визуального мышления школьника в процессе становления его естественно научного образования
В качестве проблемы исследования мы выдвигаем проблему реализации принципа наглядности в обучении на основе развития и использования визуального мышления учащихся. Рассматривая в качестве объекта исследования процесс обучения физике в средних классах общеобразовательной школы, мы выбрали непосредственным предметом исследования ту деятельность ученика, во время обучения которую можно охарактеризовать как его визуальное мышление в ходе изучения школьного предмета, заключающееся в восприятии знаковых структур, порождении новых визуальных образов, конструировании новых визуальных форм,