ТЕМА УРОКА: Районирование России.
Практическая работа №1. Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.
Цели урока:
- Выявить функции районирования.
- Познакомить с историей районирования России (дореволюционный и советский периоды).
- Раскрыть особенности районирования в современный период.
Основное содержание: районирование. Функции районирования. Административно-территориальное деление России. Федеральные округа. Географический район.
Ценностный компонент урока: равноправие субъектов Российской Федерации.
Изучение нового материала.
Россия имеет великое прошлое и настоящее, а школьникам предстоит создавать её будущее.
Учитель ставит перед обучающимися задачу — оценить географическое положение России. Ученики вспоминают, как даётся характеристика географического положения (с планом характеристики географического положения страны учитель знакомит школьников в курсе 7 класса).
Результаты работы оформляют в виде таблицы.
Таблица 1
План характеристики
географического
положения
1. Положение страны по отношению к экватору и нулевому меридиану
2. Крайние точки и их координаты
3. Размеры территории Учебник (рис. 1),
4. Положение в тепловых поясах и природных зонах.
5. Моря и океаны, омывающие страну
Физическая карта России
6. Государства — соседи России.
7. Оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности людей.
В конце работы учащиеся делают выводы о «+» и «-» ЭГП. По ходу заполнения таблицы учащиеся выполняют практическую работу
№ 1 Определение положительных и отрицательных черт географического положения России.
На данном уроке учащиеся вспоминают как ориентироваться по карте России из курса 8 класса. Они раскрывают понятия географический район, административно-территориальное деление и отвечают на вопрос: «Каково значение районирования территории России?»
На уроке отмечается, что деление государственной территории на части для удобства управления имеется в каждой стране.
В России первые попытки разделения территории на районы были предприняты еще в XVIII в. путем группировки смежных губерний, сходных между собой.
Учитель называет имена К. И. Арсеньева, П. П. Семенова-Тян-Шанского, внесших вклад в районирование России.
Используя «Методику преподавания экономической географии» Н. Н. Баранского, учитель может полностью раскрыть этот вопрос.
Далее учащиеся выясняют, каковы функции районирования. Работая с текстом «Как Россию делили на районы в прошлом?» на с. 6—7 учебника, учитель должен обратить внимание школьников на вывод. На уроке следует заслушать сообщения о вкладе П. П. Семенова-Тян-Шанского в исследование проблем районирования.
Изучая вопрос о том, как изменилось районирование России после распада СССР, учащиеся работают с картой административно-территориального деления России и выясняют:
а) какое количество равноправных субъектов Федерации существует в России;
б) как проходят границы федеральных округов.
В завершение урока осуществляется рефлексия собственной деятельности: что я узнал? Для чего мне это необходимо? Какие затруднения возникли в процессе изучения материала параграфа?
Домашнее задание: 1) изучить § 2 (с.6-7); 2) ответить на вопросы и выполнить задания1-4 после параграфа;
1