СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описываются назначение, функции плана. А этапы планирования и требования к нему.

Просмотр содержимого документа
«Планирование работы классного руководителя»

Планирование работы классного руководителя

Планирование работы классного руководителя

Назначение, функции плана. Требования к планированию Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Предназначение плана -- упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Назначение, функции плана. Требования к планированию

  • Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы.

Предназначение плана -- упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

План -- это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. План выполняет следующие функции : -- направляющую, определяющую; -- прогнозирующую; -- координирующую, организаторскую; -- контрольную; -- репродуктивную (воспроизводящую);

План -- это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План выполняет следующие функции :

  • -- направляющую, определяющую;
  • -- прогнозирующую;
  • -- координирующую, организаторскую;
  • -- контрольную;
  • -- репродуктивную (воспроизводящую);
Требования к плану 1) Целенаправленность плана;  2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие ; 3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей; 4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей; 5) Ориентация на комплексный характер планов;

Требования к плану

  • 1) Целенаправленность плана;

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие ;

3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей;

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей;

5) Ориентация на комплексный характер планов;

6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;  При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;  Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы;  Реальность и разумная насыщенность плана.
  • 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;
  • При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;
  • Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы;
  • Реальность и разумная насыщенность плана.
Этапы планирования -- составление педагогами проекта плана (его контуров);  -- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);  -- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

Этапы планирования

  • -- составление педагогами проекта плана (его контуров);
  • -- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
  • -- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать : -- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;  -- воспитательные и организационно-педагогические задачи;  -- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;  -- передовой опыт страны, города, школы;  -- возможности родителей, общественности;

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать :

  • -- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
  • -- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • -- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
  • -- передовой опыт страны, города, школы;
  • -- возможности родителей, общественности;
-- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;   -- традиционные праздники учебного года;  -- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;  -- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;  -- традиции школы;  -- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;  -- предложения педагогов, учащихся, родителей,
  • -- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
  • -- традиционные праздники учебного года;
  • -- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
  • -- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • -- традиции школы;
  • -- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
  • -- предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны помогать в организации работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.

Виды и структура планов

  • Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны помогать в организации работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.
1) По охвату содержания:  -- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;  -- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;  -- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д,
  • 1) По охвату содержания:
  • -- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
  • -- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;
  • -- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д,
2) По длительности планируемого периода:  -- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);  -- этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);  -- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю;  -- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
  • 2) По длительности планируемого периода:
  • -- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
  • -- этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
  • -- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю;
  • -- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
3) В зависимости от субъекта планирования  -- индивидуальный планирует один человек;  -- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана.
  • 3) В зависимости от субъекта планирования
  • -- индивидуальный планирует один человек;
  • -- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана.
4) По масштабу планирования  -- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);  -- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
  • 4) По масштабу планирования
  • -- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
  • -- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Виды планов -- перспективный план, раздел годового плана работы школы;  -- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);  -- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

Виды планов

  • -- перспективный план, раздел годового плана работы школы;
  • -- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
  • -- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
- планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;  -- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;  -- планы подготовки и проведения общешкольных дел.
  • - планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
  • -- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
  • -- планы подготовки и проведения общешкольных дел.
Структура плана 1 . Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:  а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);  б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);  в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);  г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

Структура плана

  • 1 . Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:
  • а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);
  • б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);
  • в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);
  • г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования :  --они вытекают из анализа работы;  --задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;   -- они конкретны и реальны для выполнения;  -- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;  -- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.
  • 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования :
  • --они вытекают из анализа работы;
  • --задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;
  • -- они конкретны и реальны для выполнения;
  • -- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;
  • -- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.
3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом .  Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы. Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.
  • 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом .

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы.

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.  5. Работа с семьей, общественностью . Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
  • 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
  • 5. Работа с семьей, общественностью .

Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.