департамент образования ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ивановский железнодорожный колледж
образовательная ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Разработка ПРОГРАММНЫХ Модулей программного обеспечения для компьютерных систем
для специальности среднего профессионального образования
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Разработчик:
ОГБПОУ Ивановский железнодорожный колледж
Преподаватель: В.С. Баринов
Введен в действие с «01» сентября 201__ года
РАССМОТРЕНА на МК преподавателей железнодорожных профессий Протокол № 1 от «___» августа 201__ г. Председатель _________ /Ю. В. Соколова/ | Разработана на основе требований ФГОС среднего профессионального образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» с учетом требований ФГОС СПО и получаемой специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР __________________ /О. А. Давыдова/ «___» августа 201__ г. |
Согласовано: экспертное заключение работодателей от «___» _______ 201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ образовательной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 17 |
1. паспорт образовательной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
1.1. Область применения программы
Образовательная программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» в части освоения основного вида деятельности (ВД): Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
Образовательная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем Программирование в компьютерных системах при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 658 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 458 часов
самостоятельной работы обучающегося – 200 часов;
учебной практики– 144 часа;
производственной практики– 108часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности (ВД) Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК1. 1 | Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. |
ПК 1.2 | Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. |
ПК 1.3 | Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
ПК1. 4 | Выполнять тестирование программных модулей. |
ПК 1.5 | Осуществлять оптимизацию программного кода модуля |
ПК1. 6 | Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего Максимальное кол-во часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3, ПК 4 | МДК 01.01 Системное программирование | 342 | 132 | 48 | - | 66 | | 144 | |
ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 | МДК 01.02 Прикладное программирование | 127 | 88 | 48 | - | 39 | | | |
ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 | МДК 01.03 Интернет программирование | 165 | 120 | 80 | - | 45 | | | |
ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 | МДК 01.04 Объектно-ориентированное программирование | 168 | 118 | 39 | - | 50 | | | |
| Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 108 | | | 108 |
| Всего: | 910 | 458 | 101 | - | 200 | - | 144 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
МДК 01.01. Системное программирование | | 52 | | |
Тема 1.1. Методология проектирования программных продуктов | Содержание | 16 | |
1 | Виды программного обеспечения: системное, прикладное и промежуточное (middleware) программное обеспечение. | 2 | 2 | |
2 | Тенденции развития современного программного обеспечения. | 2 | |
3 | Этапы разработки программы. | 2 | 2 | |
4 | Системное программирование – основные определения: язык ассемблера, алгоритм, свойства алгоритма. | 4 | |
5 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 2 | 2 | |
6 | Арифметические действия в системах счисления с разными основаниями | 2 | |
7 | Контрольная работа №1 | 2 | | |
Практические работы | 4 | | |
1 | Операции с двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами | 2 | 2 | |
2 | Операции с двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами | 2 | 2 | |
Тема 1.2 Системное программирование для ОС Windows. | Содержание | 17 | | |
1 | Введение в С++. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов | 2 | 2 | |
2 | Блок-схемы. Графическая реализация алгоритмов | 2 | |
3 | Графическая реализация линейного алгоритма, графическая реализация разветвляющегося алгоритма | 4 | 2 | |
4 | Базовые знания о языке программирования С++. Стандартные типы данных С++ | 2 | |
5 | Структура программы С++. | 1 | | |
6 | Основные математические функции С++. | 2 | | |
7 | Логические операции С++. | 1 | | |
8 | Начало работы в приложении Microsoft Visual Studio. Заготовка кода Visual Studio. | 1 | | |
9 | Контрольная работа №2 | 2 | | |
Практические работы | 4 | 2 | |
1 | Создание в программе Microsoft Visual Studio нового проекта. | 2 | |
2 | Составление простейшей программы С++. | 2 | |
Тема 1.3 Базовые конструкции структурного программирования | Содержание | 18 | |
1 | Основные элементы языка: алфавит, структура программы, переменные и константы, типы данных, операции и выражения. | 2 | 2 | |
2 | Основные операторы языка: присвоение, ввод-вывод. Стандартные подпрограммы. | 2 | 2 | |
3 | Оператор условного перехода: синтаксис, выполнение, контрольный пример для отладки | 2 | |
4 | Операторы циклических структур (цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием); синтаксис, выполнение, контрольный пример для отладки. | 2 | |
5 | Структурированный тип данных – массив: определение, виды массивов. | 2 | 2 | |
6 | Структурированный тип данных – массив: понятие индекса, базовый тип, описание массива, способы описания, метод обработки одномерных массивов. | 2 | |
7 | Указатели. Инициализация указателей. Операции с указателями. Ссылки | 2 | |
8 | Многомерные массивы. Строки. Типы данных, определяемые пользователем | 2 | | |
9 | Контрольная работа № 3 | 2 | | |
Практические работы | 18 | 2 | |
1 | Программная реализация линейного алгоритма | 2 | |
2 | Программная реализация разветвляющегося алгоритма. Условный оператор if. | 2 | |
3 | Вычисление значения функции при различных значениях аргумента х | 2 | |
4 | Вычисление значения функции при различных значениях аргумента (х и y с клавиатуры) | 2 | |
5 | Программная реализация разветвляющегося алгоритма. Оператор switch. | 2 | |
6 | Программная реализация циклического алгоритма. Цикл с предусловием (while) | 2 | |
7 | Программная реализация циклического алгоритма. Цикл с постусловием (do while). | 2 | |
8 | Программная реализация циклического алгоритма. Цикл с параметром (for) | 2 | |
9 | Программная реализация циклического алгоритма. Операторы передачи управления: goto, break, continue, return. | 2 | |
Тема 1.4 Объектно-ориентированное программирование | Содержание | 32 | |
1 | Объектно-ориентированное программирование. Основные свойства - инкапсуляция, наследование и полиморфизм | 2 | 2 | |
2 | Описание класса. Статические элементы класса. Описание объектов | 2 | |
3 | Конструкторы. Статические элементы класса. Дружественные функции и классы. | 2 | |
4 | Классы – конструкторы и деструкторы | 2 | |
5 | Деструкторы. Указатели на элементы классов. | 2 | 2 | |
6 | Дополнительные возможности при определении классов, включая переопределение операций, определение методов inline и задание собственных преобразований типа. | 2 | 2 | |
7 | Наследование. Механизм наследования классов. | 2 | 2 | |
8 | Понятие шаблона. Функции-шаблоны. Шаблоны классов. | 2 | | |
9 | Шаблоны классов. Использование шаблонов классов. | 2 | | |
10 | Обработка ошибок. Виды ошибок. Исключительные ситуации Общий механизм обработки Исключений | 2 | | |
11 | Препроцессор. Определение макросов | 2 | | |
12 | Условная компиляция. Дополнительные директивы препроцессора. | 2 | | |
13 | Определение, время жизни и области видимости переменных в больших программах | 2 | | |
14 | Потоки. Манипуляторы и форматирование ввода-вывода. | 2 | | |
15 | Строковые потоки. Ввод-вывод файлов. | 2 | | |
16 | Контрольная работа № 4 | 2 | | |
Практические работы | 22 | 2 | |
1 | Программная реализация обработка символьной информации | 2 | |
2 | Программная реализация обработка символьной информации | 2 | |
3 | Программная реализация обработка символьной информации | 2 | |
4 | Программная реализация обработка структур | 2 | |
5 | Программная реализация обработка структур | 2 | |
6 | Программная реализация подпрограмм – функций | 2 | |
7 | Программная реализация без типовых подпрограмм – функций | 2 | |
8 | Программная реализация без типовых подпрограмм – функций | 2 | |
9 | Программная реализация без типовых подпрограмм – функций | 2 | |
10 | Программная реализация типовых подпрограмм - функций | 2 | |
11 | Программная реализация типовых подпрограмм - функций | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | | |
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите | 34 | | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Формирование требований к программному модулю Формирование технического задания на разработку программного модуля Эскизный проект программного модуля Технический проект программного модуля Рабочая документация на программный модуль | | |
Учебная практика Виды работ Постановка задачи. Выбор решения. Разработка алгоритма Разработка, тестирование и отладка программного модуля на языке С++ | 180 | | |
МДК 01.02. Прикладное программирование | | | | | |
Тема 2.1. Организация разработки прикладного программного обеспечения. Основы прикладного программирования с использованием среды Delphi. | Содержание | 27 | |
1 | Технологии разработки прикладного программного обеспечения. | 1 | 2 | |
2 | Основы прикладного программирования. | 1 | 2 | |
3 | Среда программирования Borland Delphi. | 2 | 2 | |
4 | Массивы в среде Borland Delphi. | 2 | 2 | |
5 | Организация ввода/вывода элементов массива | 2 | 2 | |
6 | Свойства компонента StringGrid. | 2 | 2 | |
7 | Обработка одномерных массивов в среде Delphi | 2 | 2 | |
8 | Сортировка одномерных массивов. | 2 | 2 | |
9 | Сортировка одномерных массивов. | 2 | 2 | |
10 | Обработка матриц в Delphi. | 2 | 2 | |
11 | Файловый тип данных. Файловые операции в Delphi. | 2 | 2 | |
12 | Процедуры и функции по обработке файлов. | 2 | 2 | |
13 | Типизированные файлы. Нетипизированные файлы | 2 | 2 | |
14 | Строковый тип данных в Delphi. Функции для работы со строками в Delphi. | 2 | 2 | |
15 | Контрольная работа №1 | 1 | 2 | |
Практические работы | 18 | 2 | |
1 | Организация ввода/вывода элементов массива. | 2 | |
2 | Компонент StringGrid. | 2 | |
3 | Обработка одномерных массивов в среде Delphi. | 2 | |
4 | Сортировка одномерных массивов в среде Delphi. | 2 | |
5 | Переформирование одномерных массивов. | 2 | |
6 | Одномерные массивы. Метод вставки. | 2 | |
7 | Одномерные массивы. Метод обменов. | 2 | |
8 | Одномерные массивы. Метод пузырьков. | 2 | |
9 | Одновременная обработка нескольких массивов или подмассивов. | 2 | |
Тема 2.2. Разработка графических и мультимедийных приложений. | Содержание | 8 | 2 | |
1 | Графические возможности Delphi. | 2 | 2 | |
2 | Графическая поверхность, компонент TCanvas. Графические компоненты. Графические методы | 2 | 2 | |
3 | Анимация. Звук. Компоненты Animate и Mediaplayer. Создание мультимедиаприложений | 2 | 2 | |
4 | Контрольная работа №2 | 2 | 2 | |
Практические работы | 18 | 2 | |
1 | Разработка графических приложений | 2 | |
2 | Применение графических компонентов для создания приложений. | 2 | |
3 | Применение графических методов для создания приложений. | 2 | |
4 | Разработка анимационных приложений с использованием компонента Animate. | 2 | |
5 | Разработка мультимедийных приложений с использованием компонента Mediaplayer | 2 | |
6 | Разработка сопровождаемой звуком анимации. | 2 | |
7 | Разработка мультимедиа-проекта в Delphi. | 2 | |
8 | Разработка мультимедиа-проекта в Delphi. | 2 | |
9 | Разработка мультимедиа-проекта в Delphi. | 2 | |
Тема 2.3. Разработка приложений для работы с базами данных | Содержание | 5 | |
1 | Доступ к базе данных в Delphi. | 1 | 2 | |
2 | Компоненты для работы с базами данных. | 1 | |
3 | Создание базы данных в Delphi. | 1 | |
4 | Контрольная работа №3 | 2 | | |
Практические работы | 12 | | |
1 | Размещение компонентов для создания базы данных. | 2 | | |
2 | Разработка приложения работы с базой данных «Телефонная книга». | 6 | | |
3 | Разработка приложения работы с базой данных по индивидуальному заданию. | 4 | | |
Промежуточная аттестация в форме диффер. зачета | | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. | 39 | | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Разработка и отладка приложений Windows в среде Borland Delphi (с использованием методических рекомендаций преподавателя). Задание выдается индивидуально. | |
Учебная практика Виды работ Постановка задачи. Выбор решения. Разработка интерфейса. Разработка и отладка приложений Windows в среде Borland Delphi | 216 | |
МДК 01.03. ИНТЕРНЕТ ПРОГРАММИРОВАНИЕ | | | | |
Тема 03.01. Введение в Интернет | Содержание | 4 | |
1 | Клиент-серверные технологии Web. Протокол HTTP. | 1 | 2 |
2 | Обеспечение безопасности передачи данных HTTP. Cookie. Клиентские сценарии и приложения. | 1 |
3 | Программы, выполняющиеся на клиент-машине. Программы, выполняющиеся на сервере. | 1 |
4 | Насыщенные интернет-приложения. Серверные web-приложения. web-сервисы | 1 |
Тема 03.02. Проектирование сайта | Содержание | 2 | |
1 | Планирование Web-сайта. Информационная архитектура, или IA (Information Architecture). | 1 | 2 |
2 | Схема сайта. Именование страниц | 1 |
Практические работы | 4 |
1 | Разработка логической и физической структуры сайта | 4 |
Тема 03.03 Элементы языка гипертекстовой разметки HTML | Содержание | 6 | |
1 | Структура HTML-документа и элементы разметки заголовка документа. Типовая структура HTML-документа и содержание его заголовка. | 1 | 2 |
2 | Содержание элементов разметки. Формат и назначение элементов разметки заголовка. | 1 |
3 | Табличная верстка. Принципы применения таблиц в HTML-разметке. | 1 |
4 | Табличная организация текста. Табличная координатная сетка. Блочная верстка | 1 |
5 | HTML-формы. Взаимодействия читателя HTML-страниц с сервером Web-узла. | 1 |
6 | HTML-формы. | 1 |
Практические работы | 32 |
1 | Создание HTML документа с графикой и картами. | 4 |
2 | Работа с таблицами | 4 |
3 | Создание изображения и использование его на Web-странице. | 2 |
4 | Вставка видео/аудио в документ HTML | 4 |
5 | Создание гиперссылок | 2 |
6 | Работа со списками | 4 |
7 | Создание простейшей Web-страницы | 2 |
8 | Оформление HTML-форм | 4 |
9 | Табличная верстка макета сайта | 6 |
Тема 03.04 Введение в каскадные таблицы стилей. | Содержание | 10 | |
1 | Назначение и применение CSS | 1 | 2 |
2 | Основные понятия CSS, их назначение, определение и использование при форматировании HTML-документа. | 1 |
3 | Блочные и строковые элементы | 1 |
4 | Блочные и строковые элементы: описание, форматирование и свойства. | 1 |
5 | Цвет и шрифт. Управление отображением цветами текста и фоном, на котором отображается текст. | 1 |
6 | Использование гарнитур шрифтов. | 1 |
7 | Текст и списки | 1 |
8 | Свойства текстовых фрагментов: межбуквенные расстояния, высота строк, выравнивание. | 1 |
9 | Свойства текстовых фрагментов: отступ в первой строке параграфа, преобразования начертания. | 1 |
10 | Управление формой и отображением списков. | 1 | |
Практические работы | 28 | |
1 | Подключение стилей. Способы добавления стилей на страницу | 2 | |
2 | Оформление прямоугольных блоков средствами CSS | 2 | |
3 | Отступы между блоков. Рамки | 2 | |
4 | CSS Селекторы | 2 | |
5 | CSS Включения | 2 | |
6 | CSS Текст | 2 | |
7 | CSS Шрифт | 2 | |
8 | CSS Фон | 2 | |
9 | CSS Ссылки | 2 | |
10 | CSS Списки | 2 | |
11 | Интерактивное меню навигации в футере средствами CSS | 2 | |
12 | Web- страница с горизонтально ориентированным блоком навигации | 2 | |
13 | Web-страница с вертикально ориентированным блоком навигации | 2 | |
14 | Интерактивное горизонтальное меню навигации средствами CSS | 2 | |
Тема 03.05. Введение в язык программирования РНР | Содержание | 12 | |
1 | Введение в PHP. | 2 | |
2 | Основы синтаксиса | 1 | |
3 | Управляющие конструкции | 1 | |
4 | Обработка запросов с помощью PHP | 2 | |
5 | Функции в PHP | 1 | |
6 | Объекты и классы в PHP | 1 | |
7 | Работа с массивами данных | 1 | |
8 | Работа со строками | 1 | |
9 | Работа с файловой системой | 2 | |
Практические работы | 10 | |
1 | Установка и настройка ПО | 2 | |
2 | Операторы в языке РНР | 2 | |
3 | Создание формы. Обработка загруженного файла | 2 | |
4 | Обработка массивов данных | 2 | |
5 | Работа со строками | 2 | |
Тема 03.06. РНР и MySQL | Содержание | 6 | |
1 | Базы данных и СУБД. Введение в SQL. | 1 | |
2 | Базы данных MySQL. | 1 | |
3 | Использование PhpMyAdmin для взаимодействия с базой данных MySQL. | 1 | |
4 | Взаимодействие PHP и MySQL | 1 | |
5 | Способы взаимодействия PHP и СУБД MySQL. | 1 | |
6 | Установка соединения с базой данных, функции отправки запросов и обработка ответов | 1 | |
Практические работы | 6 | |
1 | Создание базы данных MySQL. | 2 | |
2 | Система голосования | 2 | |
3 | Фотогалерея | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 01. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. | 35 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований Развитие теории реляционных баз данных. Моделирование данных. Отображение моделей данных. Разработка, выбор и оценка методов доступа. Самоописываемые базы данных. Системы программирования баз данных и знаний. Объектные базы данных. Дедуктивные базы данных. Пространственно-временные базы данных. Распределенные базы данных. Интеграция информационных ресурсов. Проектирование баз данных и разработка приложений. Выбор и оценка СУБД | |
МДК 01.04 Объектно-ориентированное программирование | | | | |
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования | | | | |
Тема 1. Алгоритмы и программы | Содержание | 6 | |
1 | Понятие алгоритма. Свойства и формы записи алгоритма. | 2 | |
2 | Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. | 2 | |
3 | Понятие программы. Программирование и его виды | 2 | |
Тема 2. Языки и методы программирования | Содержание | 4 | |
1 | Языки программирования. Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. | 2 | |
2 | Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. | 2 | |
Тема 3. Основные принципы объектно-ориентированного программирования | Содержание | 4 | |
1 | История развития ООП. Базовые понятия: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс | 2 | |
2 | Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. | 2 | |
Тема 4. Разработка программного обеспечения | Содержание | 4 | |
1 | Общие принципы разработки программного обеспечения. | 2 | |
2 | Жизненный цикл программного обеспечения. | 2 | |
Раздел 2. Интегрированная среда разработки Delphi | | | | |
Тема 2.1. Интерфейс интегрированной среды разработчики (Borland Delphi 7). | Содержание | 8 | |
1 | Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты | 2 | |
2 | Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. Окно кода проекта. | 2 | |
3 | Библиотека визуальных компонентов VCL и ее базовые классы. | 2 | |
4 | Форма и размещение на ней управляющих элементов. Свойства формы, методы и события | 2 | |
Практические работы | 6 | |
1 | Запуск Borland Delphi 7. Изучение интерфейса программы. | 2 | |
2 | Создание простого проекта. Отладка проекта. | 2 | |
3 | Проектирование и формирование формы | 2 | |
Тема 04.02.02. Программирование на одном из процедурных языков (Borland Delphi 7) | Содержание | 8 | |
1 | Основные элементы языка. Лексика языка. | 2 | |
2 | Структурная схема программы на алгоритмическом языке. | 2 | |
3 | Переменные и константы. Типы данных. | 2 | |
4 | Выражения и операции. | 2 | |
Практические работы | 4 | |
1 | Описание переменных. | 2 | |
2 | Описание констант | 2 | |
Тема 04.02.03. Визуальное событийно-управляемое программирование | Содержание | 10 | |
1 | Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. | 2 | |
2 | Надпись, текстовое поле, кнопка. | 2 | |
3 | Переключатели, флажки, полосы прокрутки, списки | 2 | |
4 | Таймер, рисунок, фигура. | 2 | |
5 | Вспомогательные компоненты System, Additional, Win32 | 2 | |
Практические работы | 8 | |
1 | Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов. | 2 | |
2 | Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов. | 2 | |
3 | Создание проекта с использованием компонентов системы меню. | 2 | |
4 | Создание проекта с использованием компонентов системы меню | 2 | |
Тема 04.02.04. Обработка исключительных ситуации | Содержание | 6 | |
1 | Виды ошибок. Синтаксические, логические и динамические ошибки. | 2 | |
2 | Выбор обработки исключений. глобальная и локальная обработка исключений | 2 | |
3 | Конструкции try.finally и try.except. Анализ обработки исключений. | 2 | |
Практические работы | 2 | |
1 | Обработка исключительных ситуации. | 2 | |
Тема 04.02.05. Графические средства Delphi | Содержание | 8 | |
1 | Методы рисования прямых, ломаных, кривых Безье и замкнутых фигур, прямоугольников, эллипсов, секторов, сегментов и т.п. | 2 | |
2 | Средства прорисовки контурного изображения на Canvas формы, синхронизировать события, сопровождающие обновление окна. | 2 | |
3 | Метод Execute, функции. Trunc и Round, Int и Frac, Power и IntPower, элемент ColorDialog. | 2 | |
4 | Понятие текущего указателя и метод HoveTo, методы CopyRect и Draw. | 2 | |
Практические работы | 6 | |
1 | Графические примитивы контурной графики. | 2 | |
2 | Графические примитивы контурной графики. | 2 | |
3 | Графические примитивы контурной графики. | 2 | |
Тема 04.02.06. Процедуры и функции. Работа с файлами | Содержание | 6 | |
1 | Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие. | 2 | |
2 | Программирование рекурсивных алгоритмов. Вызов функций, рекурсия | 2 | |
3 | Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы произвольного доступа. | 2 | |
Практические работы | 4 | |
1 | Организация и использование процедур. | 2 | |
2 | Работа с файлом последовательного и произвольного доступа | 2 | |
Тема 04.02.07. Библиотеки подпрограмм. Иерархия классов | Содержание | 8 | |
1 | Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. | 2 | |
2 | Схема вызова библиотек. Статическое и динамическое связывание. Использование библиотек подпрограмм | 2 | |
3 | Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. | 2 | |
4 | Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов | 2 | |
Практические работы | 6 | |
1 | Программирование модуля. | 2 | |
2 | Создание экземпляров класса. Объявление класса. | 2 | |
3 | Создание наследованного класса. Перегрузка методов. | 2 | |
Тема 04.02.08. Этапы разработки приложения. | Содержание | 7 | |
1 | Проектирование объектно-ориентированного приложения. | 1 | |
2 | Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. | 2 | |
3 | Многооконные приложения. Управления формами. | 2 | |
4 | Создание документации. Тестирование, отладка приложения. | 2 | |
Практические работы | 3 | |
1 | Разработка оконного приложения. | 3 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
| Самостоятельная работа обучающегося Решение задач и составление алгоритмов к ним Подготовка реферата на темы «Общие принципы разработки программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Этапы разработки программ для структурного подхода и объектно-ориентированного подхода» Подготовка реферата на темы: «История развития ООП. Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства.» Подготовка конспекта - схемы «Сложность разработки ПО. Участники процесса разработки ПО. Проблемы разработки ПО» Подготовить реферат на тему: «Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика.» Подготовка к лабораторным и практическим работам. Оформление отчетов и подготовка к защите. Подготовка реферата на темы «Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие. Дополнительные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение.» Подготовка реферата на темы «Компиляция, средства отладки на этапе компиляции. Средства отладки на этапе отладки. Виды обработки ошибок на этапе выполнения.» | 35 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий технологии разработки баз данных и информационно-коммуникационных систем, полигона вычислительной техники.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, экран, плазменная панель, комплект учебно-методической документации.
Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточенно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютеры (рабочие станции), локальная сеть, выход в глобальную сеть.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Голицына О.Л., Попов И.И. Программирование на языках высокого уровня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования - М.: Форум, 2013.- 496 с.
Долженко А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем [Электронный ресурс]/ Долженко А.И.— Электрон. текстовые данные — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 300 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39569.— ЭБС «IPRbooks» Мартин Грубер. Введние в SQL, БХВ-Петербург, 2012.
Фаронов В.В. Delphi 7. Руководство разработчика баз данных. – М.: Нолидж, 2014.
Фаронов В.В. Система программирования Delphi, БХВ-Петербург, 2011
Дополнительные источники:
Агальцов В.П. Базы данных: Учебное пособие. М.: Мир, 2010.
Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете — техническое руководство: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011.
Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 7 – е издание. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2013.
Дуглас Э.Камер. Сети TCP/IP: Принципы, протоколы и структура, -М.: Вильямс, -Т.1, 2012.
Михаил Гук. Аппаратные средства локальных сетей: Энциклопедиа -СПб.: Питер, 2011.
Подшивка журнала: «Hard & Soft»
Подшивка журнала: «КомпьютерПресс»
Попов И.И., Максимов Н.В. Компьютерные сети: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.
Фленов М. Е. Программирование в Delphi глазами хакера. — СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
Интернет – ресурсы:
Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
Учебная мастерская: http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru
Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Разработка и администрирование баз данных» является освоение учебной практики в рамках изучения МДК.01.01. Инфокоммуникационные системы и сети.
Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины «Операционные системы», «Архитектура компьютерных систем», «Технические средства информатизации», «Основы программирования», «Теория алгоритмов».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка и администрирование баз данных» и специальности «Программирование в компьютерных системах».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: высшее инженерное образование, соответствующее профилю модуля.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент | - определение полноты спецификаций на каждый компонент; - установление факта непротиворечивости спецификаций | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля. |
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля | - проверка соответствия операторов синтаксическим правилам языка; - подтверждение следования алгоритмов созданным спецификациям; - устранение возможности зацикливания алгоритма | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля. |
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств | - наличие соответствия результатов выполнения ожидаемым значениям | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля. |
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей | - установление соответствия разработанных тестов используемой методике тестирования; - проверка полноты группы тестов | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля. |
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля | - проверка отсутствия избыточной вложенности циклов; - проверка отсутствия дублирующих действий; - установление разумного баланса по используемой памяти и быстродействию | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля. |
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций | - установление наличия грамотно составленной предпроектной документации; - проверка полноты проектной документации; - оценка уровня понятности документации для пользователя | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных занятий; - тестирования; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по разделу профессионального модуля |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных; оценка эффективности и качества выполнения | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | разрабатывать, программировать и администрировать базы данных | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
3