СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"По дорогам военных лет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "По дороге военных лет", основная цель урока  - знать, помнить, не забывать подвиг нашего народа в годы ВОВ, а в этом нам помогут песни военных лет.

Просмотр содержимого документа
«"По дорогам военных лет"»

Открытый урок по теме «По дороге военных лет… » посвящённый, снятию блокады Ленинграда.

Цель урока: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину;

формирование активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; знание песен военных лет.

Задачи:

- расширение сведений о подвиге Ленинграда и его граждан;

- воспитание  на примерах мужества, патриотизма;

- знание песен военных лет.

Ход урока.

1 ведущий

Добрый день, дорогие друзья, гости, приглашённые.

2 ведущий

Сегодня наш урок посвящен военной теме, а именно снятию блокады города Ленинграда.

Мы посвятим свой урок военным песням.

1 ведущий

22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Долгих 4 года шла война. В этой страшной войне погибло 26,6 миллионов человек. Весь многонациональный народ, весь Советский Союз как один, встал на защиту своей Родины. Песня «Священная война» была написана через 2 дня после начала войны, слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова. Это песня стала своеобразным гимном защиты Отечества.

1.Песня «Священная война» (исполняет класс)



2 ведущий

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт – Петербург) во время Великой Отечественной длилась почти 900 дней с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. За время блокады погибло свыше 641 тысячи жителей, по другим данным не менее 1 миллиона человек.

1 ведущий

Целью противника было не только захватить город, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня вёлся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбёжек, множество зданий было разрушено. Но дух ленинградцев невозможно было сломить.

2 ведущий

Слова Михаила Исаковского , композитор Матвей Блантер песня «Катюша»

2 Песня «Катюша» (исполняет класс)

1 ведущий

Война страшна во всех её проявлениях, в каких бы годах она не проходила. Следующая композиция расскажет нам о событиях Первой мировой войны. Она расскажет нам о мужестве и героизме людей на войне.

2 ведущий

Михаил Пришвин «Голубая стрекоза» читает победитель конкурса «Живая классика» школьного уровня.

3.(Чтение произведения Михаила Пришвина «Голубая стрекоза»).

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.

Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?

– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.

– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

– Вот бы водицы.

Я по первому слову раненого побежал за водой.

Но он не пил и повторял мне:

– Водицы, водицы, ручья.

С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

– Спасибо, – прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– А что, она еще летает?

Голубая стрекоза еще кружилась.

– Летает, – ответил я, – и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

– Все еще летает?

– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.

– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

19





1 ведущий

Песня «Синий платочек» была особенно популярна в годы Великой Отечественной войны. Эта песня звучала и в блокадном Ленинграде, родилась она в 1940 году. Автор песни Яков Гольденберг, композитор Ежи (Юрий Яковлевич) Петерсбурский.

2 ведущий

Исполняет песню «Синий платочек» учащаяся 9в класса.

4. Песня «Синий платочек».

Текст песни

Помню, как в памятный вечер,
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной,
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью,
Прячешь платок дорогой

Письма твои получая,
Слышу я голос родной,
И между строчек синий платочек,
Снова встаёт предо мной

И часто в бой,
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной

Сколько заветных платочков
Мы сохраняем с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой

За них, родных
Желанных, любимых таки,
Строчит пулемётчик за синий платочек
Что был на плечах дорогих

1 ведущий

Невозможно описать масштаб преступлений фашистской Германии. Войну вместе с взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, порой перенося даже то, что не под силу даже взрослым людям.

Голод и дети…Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

2 ведущий

На второй линии Васильевского острова в доме 13 жила большая семья Савичевых – пятеро детей, их мать – Мария Игнатьевна, бабушка и два брата, рано умершего отца. Самой младшей была 11 – летняя Таня, самая весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Савичевы были очень дружной семьёй, и, когда пришла беда, решили никуда не уезжать из родного города и быть вместе. Тогда в августе они не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их семью. Сохранились записи из дневника Тани…Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа прожжённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия, трагические визиты смерти. Этот дневник хранится на Пискарёвском кладбище в Санкт – Петербурге, самом крупном кладбище в мире.

5.(Дневник Тани Савичевой) – видеоролик. (Читает учащийся).



1 ведущий

Следующая композиция – песня «Нам нужна одна победа». Автор и исполнитель этой песни Булат Окуджава, написана она была в 1970 году. Исполняет класс.

5. Песня «Нам нужна одна победа» (поёт класс)



2 ведущий

Всему народу во время войны было трудно, но труднее всего было ленинградцам. На них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленный в войне, городу присвоено звание – город-Герой.

1 ведущий

Блокада Ленинграда – одна из героических страниц в истории нашего народа. Страница мужества и патриотизма, гордости, преданности и любви к своей Родине. Сохраним это в своей памяти. Полгорода лежит в земле сырой, неугасима память поколений и память тех, чью память мы так чтим. Давайте люди, встанем на мгновение и в скорби постоим и помолчим. Объявляется минута молчания…

(Минута молчания. Звучит метроном).

2ведущий

Как много времени прошло с тех пор. Целая человеческая жизнь. Всё забывается, но ничто не забыто, да и можно ли забыть такое? Не забудет город-герой тот январский салют над Невой.

Тихо волны шумят о гранитные плиты,

Сколько б дней не промчалось - ничего не забыто!

Нам наше прошлое и свято, и дорого!

Гордость победами, горечь утрат-

Вечная память – защитникам города!

Вечная слава тебе – Ленинград!

1 ведущий

Эта весна была долгожданная, эта весна дарила близкую победу - эта весна 1945 года.

9 Мая – День Победы!

2ведущий

Слова Вадима Харитонова, музыка Давида Тухманова «День Победы» исполняет 9в класс.



6. Песня «День Победы» (поёт класс)



1 ведущий

На этом наше мероприятие закончилось, спасибо всем за внимание!

















6