СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка дидактических заданий, упражнений и игр по теме "Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСЕНЬ

ЗАДАНИЕ 1. Признаки осени.

Взрослый проводит с ребенком предварительную беседу о том, какая сейчас погода на улице, какие изменения видны в окружающем мире.

Взрослый спрашивает, какое время года изображено на рисунке. Затем проводит анализ каждого фрагмента в отдельности («Какие признаки осени на этом фрагменте?») и предлагает ребенку раскрасить эту часть рисунка. При этом ребенок говорит по образцу (Осенью часто моросит дождь). Взрослый помогает ему сформулировать вывод о том, что такое осень. (Это такое время года, когда стоит хмурая погода, часто идут дожди, с деревьев опадают листья, и т.д.;

Просмотр содержимого документа
«Подборка дидактических заданий, упражнений и игр по теме "Осень"»

ОСЕНЬ

ЗАДАНИЕ 1. Признаки осени.

Взрослый проводит с ребенком предварительную беседу о том, какая сейчас погода на улице, какие изменения видны в окружающем мире.

Взрослый спрашивает, какое время года изображено на рисунке. Затем проводит анализ каждого фрагмента в отдельности («Какие признаки осени на этом фрагменте?») и предлагает ребенку раскрасить эту часть рисунка. При этом ребенок говорит по образцу (Осенью часто моросит дождь). Взрослый помогает ему сформулировать вывод о том, что такое осень. (Это такое время года, когда стоит хмурая погода, часто идут дожди, с деревьев опадают листья, и т.д.;

ЗАДАНИЕ 2. Знакомство с понятием «времена года».

а) Взрослый проводит с ребенком беседу о том, что бывает четыре времени года, они последова-тельно сменяют друг друга. Кратко рассказывает о каждом.

Взрослый предлагает помочь матрешке найти, закрасить, вырезать и наклеить картинки в нужной последовательности. В приложении I ребенок ищет картинку, на которой изображено время года, которое у нас сейчас (осень), которое было до осени (лето), которое будет после осени (зима). Ребенок отвечает на вопросы взрослого по образцу (До осени было лето).

б) В клеточках изображены вперемежку картинки с изображением разных времен года. Взрослый предлагает ребенку вместе с Карандашом найти «осенние» картинки, закрасить их красным цветом и рассказать, о каком признаке осени «говорится» на этих картинках (Осенью птицы улетают на юг). Остальные картинки можно закрасить другим (желтым) цветом.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

Игровая ситуация: веселый фотограф сделал «осенние» снимки. Ребенок должен помочь веселому фотографу подобрать «слова-признаки» к снимкам.

а) Взрослый предлагает ребенку раскрасить листики цветами осени (желтым, красным, зеленым, коричневым...). При этом ребенок подбирает «слова-признаки» по цвету и виду дерева (Это желтый кленовый лист).

б) Взрослый показывает на снимки и спрашивает, какой дождь осенью (Это мелкий дождь).

в) Взрослый показывает на снимки и спрашивает, какие листья бывают летом и осенью. Затем ребенок раскрашивает и сравнивает две картинки, используя «слова-признаки» (Осенью листья желтые, сухие, а летом они зеленые, свежие).

г) Взрослый просит ребенка найти на картинке веточки весеннюю, зимнюю, осеннюю, летнюю и рассказать о них (Летом на веточке много зеленых листьев). Затем ребенок раскрашивает рисунок с осенней веточкой.

д) Взрослый просит ребенка найти на картинке солнышко весеннее, зимнее, осеннее, летнее и рассказать о нем, подобрать к каждому изображению «слова-признаки» и «слова-действия» (Летом солнышко жаркое, жгучее, палящее. Летом солнце жарит, обжигает, палит). Затем ребенок раскрашивает рисунок, где изображено осеннее солнышко.

е) Взрослый рассказывает, что осень бывает разная по характеру. Показывает на картинке и просит ребенка охарактеризовать осень, помогая наводящими вопросами (Если осень началась рано, то осень ранняя).

ж) Ребенок отыскивает ошибки на рисунках Незнайки и аргументирует свое мнение (Снеговика лепят зимой, а цветы растут летом).

ЗАДАНИЕ 4. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый показывает символ «солнышко» в центре рисунка. Говорит, что солнышко такое лас-ковое, светит приветливо. Ребенок называет ласково «осенние» предметы (гриб – грибочек грибок).

ЗАДАНИЕ 5. Осенняя одежда.

На рисунке в клеточках изображены вперемежку предметы одежды, которую надевают люди в разное время года. Взрослый спрашивает ребенка, какую одежду он наденет, и просит найти осеннюю одежду и сказать по образцу (Осенью я надену шерстяную шапочку, резиновые сапоги или ботинки, куртку). Взрослый уточняет, почему эту одежду надевают осенью.

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия».

Взрослый напоминает ребенку, что обозначают «слова-действия».

Спрашивает, что изображено на картинке. Ребенок составляет предложения, взрослый обращает его внимание на слова-действия (Дождь льет, моросит, капает).

ЗАДАНИЕ 7. Составление рассказа.

а) Взрослый показывает ребенку опорные картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы взрослого.

б) Взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить рассказ.


ОСЕНЬ

1. Какое время года изображено на рисунке? Почему? Объясни своё мнение. Раскрась фрагменты. Какие признаки осени на этих картинках?

Это осень. Осенью часто моросит дождь.

2 . а) Найди картинку (см. приложение I, рис. 9), на которой изображено то время года, которое сейчас за окном. Какое время года на каждом рисунке? Объясни своё мнение. Вырежи и наклей картинки в нужной последовательности. Что было до осени? Что будет после осени?

* Это осень. До осени было лето. После осени будет зима.

б) Раскрась осенние картинки. О каком признаке осени «говорится» в этих картинках?

* Осенью птицы улетают на юг.



3. а) Раскрась листики цветами осени. * Это жёлтый кленовый лист.






б) Какой дождь осенью? Помоги весёлому фотографу подобрать слова-признаки к картинкам.

* Дождь мелкий, частый, проливной, сильный.



в) Какие листья бывают летом и осенью? Раскрась и сравни две картинки, используя слова-признаки.

* Осенью листья жёлтые (разноцветные), сухие, опавшие, а летом они зелёные, свежие.




г) Найди веточки весеннюю, зимнюю, осеннюю, летнюю. Расскажи о них. Раскрась рисунок с осенней веточкой.

* Летом на веточке много зелёных листьев.



д) Найди солнышко весеннее, зимнее, осеннее, летнее. Закрась осеннее солнышко. Подбери к каждому изображению солнышка слова-признаки и слова-действия.

* Летом солнышко жаркое, жгучее, палящее. Летом солнце жарит, обжигает, палит.





е) Такая разная осень.

Какой бывает осень? Чем отличается

осень ранняя от осени поздней?

* Если осень началась рано, то осень ранняя.

Если осенью тепло, то осень тёплая. Если осенью холодно, то осень холодная.

ж) Что неправильно нарисовал Незнайка? Объясни своё мнение.

4. Назови ласково всё, что на рисунке. * Солнце — солнышко.



5. Какую одежду ты наденешь осенью? Раскрась эти картинки.

* Осенью я надену шерстяную шапочку, резиновые сапоги или ботинки, куртку.





6. Подбери слова-действия к картинкам. * Дождь льёт, моросит, капает.



7. а) Составь рассказ по опорным картинкам, отвечая на вопросы.





Наступила (какая?) осень.

Небо (какое?).



Опадают (какие?) листья.

Улетают (какие?) птицы.

Моросит (какой?) дождь. Люди собирают (какой?) урожай.

ОСЕНЬ

Наступила холодная осень. Небо хмурое и серое. Опадают жёлтые, сухие листья. Улетают перелётные птицы. Моросит частый дождь. Люди собирают богатый урожай.

6) Составь рассказ самостоятельно по картинке (см. приложение II, рис. 7).