Урок 91. Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по картине А.В.Сайкиной
«Детская спортивная школа».
Цель: развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; повторить признаки публицистического стиля.
Ход урока.
Орг. момент.
2. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».
1). Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное — вы научитесь писать сочинение-описание в жанре репортажа. Представим, что мы — журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе.
Вы знаете, что такое репортаж? (Репортаж — это то, что в газетах печатают. По телевизору тоже передают «репортаж с места событий».)
Репортаж — это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист.
— Как называют человека, пишущего репортаж? (Журналист, репортер.)
.— Запишем эти слова в тетради (репортаж, репортер).
А какой жанр тесно связан с репортажем? (Заметка в газете.)
Чем репортаж отличается от интервью? (Репортаж делается письменно, а интервью устно.)
К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)
Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио,
телевидении). Таким образом, в своем репортаже вы должны постараться максимально воздействовать на вашего предполагаемого читателя, заинтересовать его.
Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет.)
Верно, четко выраженная авторская позиция. Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы
читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени.
Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.
В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».
2). Рассказ о художнице
Художница А. В. Сайкина родилась в 1925 г., была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы, а героями картин часто становились дети. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт» и другие, на выставках, В одном из альбомов есть репродукция ее картины «Юные мушкетеры». Как вы думаете, какой теме посвящена эта картина? (Наверное, людям, которым нравится творчество Александра Дюма, кто читал и любит его роман «Три мушкетера». Скорее всего, это дети.)
3). Беседа по картине
Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней изображено? (Много девочек. Они в спортивном классе. Они гимнастки, занимаются спортом.)
Где происходит событие? (В спортивном зале.)
А как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зол.)
Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девонек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра, позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом ~ девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья — на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.
Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они
приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую — с обручем — вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется,
они вот-вот взлетят ввысь.)
А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия, (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед. Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.)
Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. Наверное, эта женщина — помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о
чем-то говорят.)
Какой момент занятий отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)
Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень
хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с
обручами.)
Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом, и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (3 основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный.)
Назовите цвет и оттенки волос девочек. (Русый, белокурый, темноволосый; шатенка, блондинка.)
Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.)
Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)
Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
А что вы еще заметили на полу? (Там тени от девочек.)
И о чем это говорит? (Наверное, о том, что светит солнце.)
Какое же это время дня? (Утро или полдень.)
4) Подготовка к написанию репортажа
Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину поданному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
«Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы — репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.
5). Составление плана сочинения-репортажа.
I. Краткое вступление - общая картина (Я захожу в гимнастический зал и вижу...или: Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?).
II. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение и т. д.
Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).
Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Например: Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловил
ответные улыбки прохожих.)
3. Устные рассказы по картине и их обсуждение.
4. Написание черновика сочинения-репортажа.
Домашнее задание
Написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».