СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по литературе (календарно-тематическое планирование)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия построены в соответствии с кодификатором и охватывают обзор необходимых теоритических порятий. Также предлагается таблица - мониторинг, с помощью которой возможна качественная подготовка каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по литературе (календарно-тематическое планирование)»

Подготовка к ОГЭ по литературе

9 класс.



Пояснительная записка.


Литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко – литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе.

Предметом изучения в литературе является произведение искусства, в основе которого лежит словесный образ. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного.

В основе экзаменационных заданий – анализ эпических, драматических фрагментов и стихотворных текстов. Такой формат заданий позволяет выяснить , как девятиклассник научился читать, анализировать, интерпретировать, сравнивать литературные произведения, а также оформлять результаты своей работы в виде связного развернутого речевого произведения.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. В ходе ее выполнения девятикласснику предстоит сделать выбор дважды. Выполняя первую часть работы, необходимо выбрать для анализа эпический фрагмент или стихотворный текст. Выполняя вторую часть работы – одну тему сочинения из четырех предложенных.

Содержание и структура экзаменационной работы, во-первых, дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, позволяют выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты новой экзаменационной модели.

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована экзаменационная работа, определяется кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по литературе (далее – кодификатор).

Содержание курса литературы представлено в 8 разделах кодификатора:

  1. «Сведения по теории и истории литературы»;

  2. «Из русского фольклора»;

  3. «Из древнерусской литературы»;

  4. «Из русской литературы XVIII в.»;

  5. «Из русской литературы первой половины XIX в.»;

  6. «Из русской литературы второй половины XIX в.»;

  7. «Из русской литературы XX в.»;

  8. «Из зарубежной литературы».

Для того чтобы сдать экзамен по литературе, необходимо знать основные теоретико-литературные понятия: художественный образ, фольклор, литературные роды и жанры, основные литературные направления, форма и содержание литературного произведения, система образов, образ автора, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении, проза и поэзия, основы стихосложения.

Специальных заданий, которые проверяют знание определений тех или иных литературоведческих терминов, в экзаменационных вариантах нет. Однако литературоведческие понятия используются в формулировках вопросов, требующих развернутого ответа. Следовательно, чтобы дать прямой исчерпывающий ответ, нужно хорошо понимать суть литературоведческого явления, обозначенного термином. Кроме того, литературоведческие понятия необходимы при анализе текста произведения и написания сочинения.

Программа подготовки к ОГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий ( 1 раз в неделю). В качестве домашнего задания рекомендована тренировка в написании развернутых ответов.


Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Форма контроля

1

3.10

Художественная литература как искусство слова.

Видео лекция

2

10.10

Форма и содержание литературного произведения

Видео лекция, тест

3

17.10

Литературные роды и жанры

Видео лекция, тест

4

24.10

Художественный образ.


5

14.11

Язык художественного произведения

Видео лекция, тест

6

21.11

Лексические выразительные средства

Беседа, таблица, тест

7

28.11

Синтаксические выразительные средства

Беседа, таблица, текст

8

5.12

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

Видео лекция, тест

9

12.12

Тема, идея, проблема произведения

Лекция, анализ текстов, тест

10

19.12

Герой в художественном произведении

Интерактивный плакат, тест

11

26.12

Средства создания образа героя в художественном произведении

Лекция, анализ текстов, тест

12

23.01

Портретная характеристика героя

Беседа, анализ текстов

13

30.01

Особенности речи героя в художественном произведении

Анализ текстов

14

6.02

Образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой.


15

13.02

Роль пейзажа в художественном произведении

Лекция, анализ текстов, тест

16

20.02

Художественная деталь, ее роль в произведении

Беседа, анализ текстов, тест

17

27.02

Фольклор. Жанры фольклора.


18

5.03

Жанры древнерусской литературы

Интерактивный плакат, тест

19

12.03

Тема нравственного выбора в произведениях литературы

Беседа, сочинение

20

19.03

Анализ эпического текста

Беседа, анализ

21

26.03

Анализ поэтического текста

Беседа, анализ

22

2.04

Сравнительная характеристика эпического и прозаического текстов

Беседа , анализ

23

9.04

Решение КИМов

Вариант№1

24

16.04

Решение КИМов

Вариант№2

25

23.04

Решение КИМов

Вариант№3

26

30.04

Решение КИМов

Вариант№4

27

7.05

Решение КИМов

Вариант№5

28

14.05

Решение КИМов

Вариант№6

29

21.05

Решение КИМов

Вариант№7

30

28.05

Решение КИМов

Вариант№8













Приложение №1.



Мониторинг посещения занятий и отработки заданий.

Дата

Тема

Ахметчанова

Рохманюк

Силаева

Кузюкова

Сайфуллина

Тарасова

1

3.01

Художественная литература как искусство слова.

+

+

+

+



2

10.10

Форма и содержание литературного произведения

+

+

+

+


+

3

17.10

Литературные роды и жанры







4

24.10

Художественный образ.







5

14.11

Язык художественного произведения







6

21.11

Лексические выразительные средства







7

28.11

Синтаксические выразительные средства







8

5.12

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм







9

12.12

Тема, идея, проблема произведения







10

19.12

Герой в художественном произведении







11

26.12

Средства создания образа героя в художественном произведении







12

23.01

Портретная характеристика героя







13

30.01

Особенности речи героя в художественном произведении







14

6.02

Образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой.







15

13.02

Роль пейзажа в художественном произведении







16

20.02

Художественная деталь, ее роль в произведении







17

27.02

Фольклор. Жанры фольклора.







18

5.03

Жанры древнерусской литературы







19

12.03

Тема нравственного выбора в произведениях литературы







20

19.03

Анализ эпического текста







21

26.03

Анализ поэтического текста







22

2.04

Сравнительная характеристика эпического и прозаического текстов







23

9.04

Решение КИМов







24

16.04

Решение КИМов







25

23.04

Решение КИМов







26

30.04

Решение КИМов







27

7.05

Решение КИМов







28

14.05

Решение КИМов







29

21.05

Решение КИМов







30

28.05

Решение КИМов