(1)Душой чайной комнаты, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. (2)В нем, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная, могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. (3)И этот шкаф мне кажется живым существом. (4)Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нем две маленькие тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками. (5)Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла на краску. (6)Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой значительной вещью в свете – особенно, когда на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. (7) – Это наши лучшие друзья, - любил повторять отец, указывая на книги. (8) – И какие дорогие друзья… (9)Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. (10)Потом ее нужно издать, потом она должна сделать далекий-далекий путь, пока попадет к нам, на Урал. (11)Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа. (12)Наша библиотека была составлена из классиков, и в ней – увы! – не было ни одной детской книжки… (13)Мне пришлось начать чтение прямо с классиков, таких как дедушка Крытов, Гоголь, Пушкин, Гончаров и т.д. (14)В нашей библиотеке первой детской книжкой явился «Детский мир» Ушинского. (15)Эту книгу пришлось выписывать из Петербурга, и мы ждали ее каждый день в течение чуть не трех месяцев. (16)С этой книги началась новая эра. (17)За ней явились рассказы Разина, Чистякова и другие детские книги. (18)Моей любимой книжкой сделались рассказы о завоевании Камчатки. (19)Я прочитал ее десять раз и знал почти наизусть. (20)Нехитрые иллюстрации дополнялись воображением. (21)Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в легких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. (22)С этой книжки путешествия сделались моим любимым чтением, и любимые классики на время были забыты. (23)К этому времени относится чтение «Фрегата Паллады» Гончарова. (24)Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. (25)Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. (26)Встречалось, конечно, много неизвестных мести непонятных слов; но эти подводные камни обходились при помощи словаря иностранных слов и распространенных толкований. (По Д.Мамину-Сибиряку) |