СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к экзамену по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к экзамену по литературе в 11 классе требует особого внимания. Цель любого экзамена - выявить достигнутые в процессе занятий учебной дисциплиной результаты обучения, развития и воспитания обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к экзамену по литературе»

«Подготовка к экзамену по литературе»



Цель любого экзамена - выявить достигнутые в процессе занятий учебной дисциплиной результаты обучения, развития и воспитания школьников. В полной мере это положение распространяется и на экзамен по литературе. Экзаменационная работа по литературе, предназначенная для единого государственного экзамена, имеет дополнительную цель - дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы.

Выполнение экзаменационной работы по литературе требует от выпускников умения

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- осуществлять целостный литературоведческий анализ изучаемых текстов писателей и поэтов.

Таким образом, в связи с введением ЕГЭ должны измениться формы и методы в преподавании общеобразовательных предметов. Контрольно- измерительные материалы должны охватывать все разделы и аспекты курса изучения литературы. Текущий контроль должен осуществляться различными методами: анализ творческих работ учащихся, форма опроса, тестирование, анкетирование, анализ выполнения творческих работ. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, выявление пробелов в знаниях учащихся и систематизации знаний, содержание которых определено обязательным минимумом по предмету.

При подготовке к экзамену по литературе следует уделять особое внимание повышению терминологической грамотности. Поэтому, на мой взгляд, систематизация (выделение информационных блоков) по литературе предполагает последующую схематизацию их содержания в виде таблиц, схем, максимально «освобожденных» от словесных пояснений, с тем, чтобы в процессе учебной деятельности ученик сам мог в последствие составлять пошаговые алгоритмы. Мы с ребятами на уроках литературы использовали папки, куда были включены материалы по разделам литературы, различные памятки, а также клише, которые помогали учащимся при выполнении заданий ЕГЭ. Особое внимание на уроках литературы уделялось анализу эпизода, так как работа над анализом эпизода помогает отработать большинство умений, необходимых при сдаче ЕГЭ. Для того, чтобы анализ эпизода состоялся, необходимо на предварительном занятии повторить основные понятия теории литературы, без которых процесс анализа не состоится (тема, идея, проблема). Так как учащиеся должны определить местоположение эпизода, видеть, как он построен, необходимо повторить сюжет и композицию произведения. Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли в создании образа и раскрытии темы, умение проследить смену настроений, чувств героя. Поэтому обязательно вспоминаем внесюжетные элементы (портрет, пейзаж, интерьер, художественные детали, лирические отступления, монологи, диалоги и т. д.). Очень удобно на эпизодах отрабатывать изобразительно – выразительные средства языка, а также работать над формулировками проблемы, собственного отношения к героям и определять авторское отношение, которое может выражаться прямо или косвенно.

Также успешность сдачи экзамена во многом зависит от знания текстов, обязательных для изучения произведений. Повторение и усвоение содержания художественных текстов может быть успешным при использовании не только традиционных методик литературного образования, но и инновационных форм:

- предметная неделя;

- конкурсы;

- час поэзии;

- литературная гостиная;

- посещение литературного музея;

- литературно-художественная выставка;

- литературный вечер;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!