Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению 2022»
- Подготовка к итоговому сочинению
- Итоговое сочинение
- 2022- 2023 учебного года.
- (Пишем по-новому)
Три крупных раздела:
- 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 3. Природа и культура в жизни человека
- 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
- Раздел 1 . Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяю т задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
- 2-й раздел и подразделы : Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Темы этого раздела :
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
- 3-й раздел и подразделы: Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек.
- Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждаю т задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
- Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
- Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
- 1. Соответствие теме
- Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
- 2. Привлечение литературного материала
- Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
- 3. Композиция и логика рассуждения
- Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
- 5 абзацев :
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
- Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
- 4. Качество письменной речи
- Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
- 5. Грамотность
- «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
- Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
- Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
- Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой»,
«Уроки французского» В. Г. Распутин
Пример комплекта тем
- 1.Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- 2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- 3. Семейные ценности и их место в жизни человека.
- 4. В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- 5. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 6. Чему человек может научиться у природы?
- Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.
- Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
- Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке
регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового
сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Комплект тем №1
- Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Размышление над вопросами, которые человек задает себе, в том числе и в ситуации нравственного выбора .
- 1.1. Какого человека можно назвать героем своего времени ? 1.2. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?
- 2.2. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Способна ли природа воспитывать человека?
- 3.2. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
- Итоговое сочинение.
- Комплект тем №2
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
- 1.2.Что такое справедливость и милосердие?
- 1.3.Почему любовь не всегда приносит счастье?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1.Какие испытания несет человеку война?
- 2.2.Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
- 2.3. Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном героизме?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Способна ли природа воспитывать человека?
- 3.2. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
- 3.3. Что такое вечная тема в искусстве?
Итоговое сочинение
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Пренебрежение какими нравственными ценностями чаще всего приводят к преступлению?
- 1.2. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
- 1.3. Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- 2.2.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
- 2.3.Неизбежен ли конфликт между поколениями?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
3.1.Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
3.2.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
3.3. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
Итоговое сочинение
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Что значит быть верным долгу?
1.2. В чём сила фронтовой дружбы?
1.3. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1.Есть ли место гуманизму на войне?
2.2. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
2.3. «Война ж –совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» (М.В.Кульчицкий)
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
- 3.2.Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
- 3.3. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?