ЭКОНОМИКА
Наука | Хозяйство |
Объяснение… Расчёт… Прогноз… Выявление… | Конкретные дела… |
Потребности – нужда в чём-либо.
Ресурсы – то, из чего производится благо.
Благо – то, что удовлетворяет потребности.
Главная проблема экономики: удовлетворить неограниченные потребности с помощью ограниченных ресурсов.
Факторы производства.
Ресурсы - это денежные средства, запасы, возможности, источники средств, доходов.
Факторы производства - это ресурсы, вовлеченные в процесс производства и используемые в нём.
Название фактора производства. | Суть. | Доход на фактор производства. |
Труд. | Умственные и физические возможности человека. | Зарплата. |
Земля. | Природные ресурсы. (Вода, земля, природные ископаемые) | Рента. |
Капитал. | Произведенные человеком средства производства: Станки, здания фабрик и заводов, транспорт и т.д. | Процент. |
Предпринимательство. | Управленческие и организационные навыки людей. | Прибыль. |
Информация. | Все те знания и сведения, которые необходимы для деятельности в мире экономики. | Знания. |
Издержки
Постоянные | Переменные |
Затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. | Затраты, которые зависят от объема производимой продукции. |
Плата за коммунальные услуги. Зарплата администрации. Оплата кредитов. Страховые выплаты. Аренда. | Сдельная оплата труда. Транспортные расходы. Оплата электроэнергии. Оплата на тару. |
Деньги- Всеобщий эквивалент стоимости других товаров.
Функции денег:
Мера стоимости (Цена)
Средство платежа (Налоги, социальные выплаты, пенсии)
Средства обращения (Купля/Продажа)
Средства накопления
Мировые деньги.
Ценные бумаги:
Акция – владельцы получают ДИВИДЕНДЫ
Безработный: человек, не имеет работу, но ищет её.
Типы экономического роста.
Экстенсивный | Интенсивный |
Засчёт количества | Засчёт качества |
Распахать больше земель. Привлечь больше рабочей силы. Увеличить количество станков. | Квалифицированная рабочая сила. Улучшение технологий производства. |
Налоги.
Прямые | Косвенные(включены в стоимость товара) |
На доход. На прибыль. На имущество. | Акциз ( На водку, сигареты ) НДС (Налог на добавленную стоимость) Таможенные пошлины. Налоги с продаж |
Экономические системы - способ организации экономической жизни, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Традиционная. | Командно-административная (Плановая, центрадизованная) | Рыночная |
Обычаи, как предки. Натуральное хозяйство. Всё делали для себя, не для продажи. | 1) Централизованное (государственное) ценообразование. 2) Государственная собственность. 3) Плановая организация. 4) Пятилетки. 5) Уравнительное распределение. 6). Директивные указания | 1) Частная собственность. 2) Многообразие форм собственности(равенство разных форм собственности) 3) Конкуренция 4) Свободно продаются и покупаются ресурсы. 5) Рынок регулируется спросом и предложениями. 6) Предпринимательство. 7) Возможна безработица |
Государственный бюджет.
Доходные статьи. | Расходные статьи. |
Налоги. Таможенные пошлины. Акцизный сбор. Пошлина. | Государственный долг. Зарплаты бюджетникам. Зарплаты чиновникам. Расходы на армию и полицию. Социальные программы. Льготы и дотации предприятиям, субсидии |
Спрос и предложение
Спрос | Предложение |
Готовность покупателей приобрести товар или услугу по определённой цене | Готовность продавцов (производителей) продать товар или услугу по определенной цене |
Инфляция - Снижение покупательной способности денег
- повышение общего уровня цен
Приватизация —передача государственной собственности в частные руки.
Национализация — передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам
Модернизация — процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общество
В широком смысле | В узком смысле |
Обособившаяся от природы, но тесно с нею связанная часть материального мира, включая в себя: -Формы взаимодействия людей. -Совокупность форм объединений людей. -Всё человечество в целом. | 1) Определенная группа людей. 2) Этап развития (Феодальное общество) 3) Определенная страна (Российское общество) |
Сферы общества
Социальная | Экономическая | Политическая | Духовная |
Сословие. Классы. Семья. Группы. Нации. Народ. Этнос. Дети. Пенсионеры. | Конкуренция. Производство. Рынок. Рынок труда. Распределение. Обмен. Купля/продажа. Деньги. Банки. | Государство. Партии. Власть. Республика. Президент. Депутаты. Федерация. | Школа. Образование. Религия. Наука. Искусство Культура |
Общество как система
Общество – динамическая система, тоесть оно может развиваться.
Общество – открытая система.
Общество – саморазвивающаяся система.
Потребности
Биологические | Социальные |
Еда. Самосохранение. Продолжение рода. | Общение с людьми. Самореализация. |
Человек
Биологическая сущность | Социальная сущность |
способность к продолжению рода | способность накапливать знания и трудовые навыки |
способность приспосабливаться к условиям природной среды | способность видеть цель своих действий |
| способность оценивать себя и других |
Социальные нормы
Обычаи, традиции. | То что повторяется каждый день. |
Нормы морали. | О добре и зле; хорошо и плохо; нравственные нормы. |
Право. | Нормы закрепленные в законах. |
Этикет. | Правило поведения в обществе. (Здороваться) |
Индивид - отдельно взятый человек ( особь человеческого рода ).
Индивидуальность – неповторимые, своеобразные черты.
Личность - социально значимые качества человека.
Социализация – процесс усвоения новых норм ( длиться всю жизнь ).
Деятельность:
Цель
Субъекты деятельности. (Кто действует).
Объекты деятельности. (На что направленна деятельность).
Средство деятельности. (С помощью чего).
Деятельность присуща только людям, у животных – активность.
Типы общества
Аграрное (традиционное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное). |
Первобытное общество и ср.века. Ручной труд. Сельское хозяйство. Сословие. Натуральное хозяйство. Нет социальной мобильности. | Новая история(16-20в) Фабрики и заводы. Рабочий класс. Промышленность. Урбанизация. Массовое производство. Конвейер. | К(20-сейчас) Компьютеризация. Информатизация. Сфера услуг. |
Реформа – изменения в некоторых сферах.
Революция – качественный переворот.
Науки:
Точные | Естественные | Гуманитарные |
Математика | Физика | История, обществознание |
Отличие науки:
Главная цель науки – достичь истину.
Теоретическое объяснение явлений природы и общества.
Стремиться к объективности (истине).
Получение объективных знаний о природе и обществе.
Критическое осмысление результатов познания.
Доказательность и логичность.
Получить истинное знание.
Ступени образования.
1-4 класс | Начальное образование |
5-9 класс | Основное общее образование |
10-11 класс | Среднее общее образование |
Колледж, техникум. | Среднее профессиональное образование |
Институт, университет, вуз | Высшее профессиональное образование |
Культура
Духовная | Материальная |
Мифы, сказки | Дома, машины и т.д. |
Формы культуры
Массовая | Народная | Элитарная |
1)Доступная и понятная всем 2)Коммерциализация (Прибыль) 3)Широкая аудитория. 4)Фантастика боевики, любовные романы. | Нет авторов Сказки, сказания. авторство часто не определено появилась раньше других форм культуры областной смотр фольклорных коллективов | Сложная. Не всем доступная. Трудная для понимания. высокая содержательная сложность ориентация на узкий круг ценителей соответствие изысканным вкусам безграничное самовыражение автора открытие международного конкурса пианистов |
Гуманизм – восприятие человека как личность.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Демографический признак | Территориальный признак | Этнический признак | Профессиональный признак |
Молодежь Пенсионеры Матери одиночки Мужчины Женщины | (ГДЕ ЖИВУТ) Россияне Украинцы Нижегородцы | Народ (русские) Нация( Национальность Род Племя | Дальнобойщик Учитель |
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Социальное неравенство выражается в обладании неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Социальный институт— исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества.
Социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую
Социальный статус— социальное положение, занимаемое социальным индивидом.
Прирожденный(предписанный) | Достигаемый |
Раса Национальность Пол Родственники | Нужно сделать усилия, чтобы его достичь Профессия, муж, жена и другое. |
Виды семьи
Нуклеарная | Родители и дети |
Традиционная(Патриархальная) | Живет много поколений, чётко разделяются мужские и женские обязанности |
Партнёрская семья | Муж и жена совместно решают все вопросы в семье |
Полная семья | Есть оба родителя |
Неполная семья | Один родитель |
| |
Социальная стратификация — деление общества на страты в иерархическом порядке.
Критерии:
1. Доход 2. Образование 3. Власть 4. Престиж (уважение к профессии)
Страта — социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.
Исторические типы стратификации:
1. Рабство.
2. Каста — соц. группа, членством в которой человек обязан своим рождением.(Индия)
3. Сословие — социальная группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, передающимся по наследству.
4. Класс
ПОЛИТИКА
Формы государства
Формы правления | Форма государственно – территориального устройства | Политические режимы |
Кто управляет | Как устроено государство | Как управляют: |
Организация высших органов власти. | Разделение полномочий между центром и регионами | Система методов управления Совокупность способов управления |
Республика | Монархия | Федерация | Унитар ное государство | Конфедерация | Демократия | Тоталитаризм | Авторитаризм |
Форма правления
1 Республика – форма правления, при которой во главе государства избранные народом люди
2 Монархия – форма правления, при которой во главе государства стоит монарх(король, царь, получивший власть по наследству)
Монархия |
Неограниченная(абсолютная), т.е, ничем не ограниченная | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Формы гос.устройства.
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Единые законы Единая территория Единая конституция У административно территориальных единиц нет самостоятельности. | Двухпалатный парламент Области обладают определенной самостоятельностью Деление полномочий центра и субъектов | Союз независимых государств для решения какой-либо проблемы |
Политические режимы
Демократия | Тоталитаризм | Авторитаризм |
Равенство всех перед законом защита прав и свобод граждан Гарантия прав и свобод граждан Идеологическое многообразие | Полный контроль над жизнью граждан Однопартийность (Власть одной партии) Цензура | Контроль над некоторыми сферами жизни Главная сила у армии и церкви Власть в руках одного лица |
Признаки любого государства | Признаки правового государства |
Территория Суверенитет(независимость) Право собирать налоги Символика Публичная власть Правоохранительные органы | Защита прав и свобода граждан Все равны перед законом Верховенство законов Взаимная ответственность государства и граждан Принцип разделения властей |
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Разделение властей
Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
Парламент (представительный орган) Федеральное собрание: 1) Совет Федерации 2) Государственная дума | Правительство Премьер-министр (глава правительства(Медведев)) Федеральные министры | Верховный суд РФ Конституционный суд РФ |
Принятие законов:
Гос.дума принимает законы
Совет Федерации одобряет законы
Президент подписывает и обнародует законы
ПРАВО
Признаки права (правовой нормы)
Общеобязательный характер
Обеспечивается принудительной силой государства.
Выражается в письменной форме
Вступает в силу с конкретного срока
Отрасли права
Название отраслей | Что регулирует | Ответственность |
Конституционное право(государственное) | То, что записано в конституции | |
Гражданское право | Имущественные отношения и неимущественные, связанные с имущественными. | Гражданско-правовая |
Трудовое право | Отношение между работодателем и работниками | Дисциплинарная |
Семейное право | Отношения между супругами, родителями и детьми | Гражданско-правовая |
Административное право | Отношения касающиеся -органов исполнительной власти; -сферы гос.управления (нарушение ПДД, ППБ) | Административная |
Уголовное право | Преступления | Уголовная |
1 слайд. Геймеры
2 слайд. субкукльтура
3 слайд. Субкультура геймеров зародилась недавно. С появление компьютерных игр, а позже и Интернета молодежь стала активно общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них — это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов.
4. Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например, «косплей», «баг» или «аккаунт».
5. Важное место в любой картине мира занимает образ «Я» — некое представление о самом себе. Попадая в виртуальный мир компьютерных игр, человек получает новое имя. Оно символизирует начало его «виртуальной жизни». Трансформируя образ своего «Я», геймер соединяет в своем сознании две разные жизни — виртуальную и реальную, и два разных образа — образ реального человека и, например, компьютерного героя. Он начинает заново социализироваться, постигать нормы и ценности другого мира, что каждый раз способствует сохранению как самой картины мира геймеров, так и воспроизводству всей субкультуры геймеров в целом.
6. Данная субкультура характеризуется наличием специфического языка. Сленг геймеров, как и другие виды молодежного жаргона, вобрал в себя части других сленговых систем, например программистов, общемолодежный сленг, мат, термины разных наук, слова из иностранных языков и т.д.
7.Символика субкультуры геймеров, как и любой субкультуры, постоянно модифицируется. Она способна впитывать в себя разные символы других субкультур — в субкультуре геймеров можно встретить элементы символики, начиная от различных религиозных групп и молодежных музыкальных течений, до символики общественно-политических движений. Все зависит от личных предпочтений самого геймера — какую музыку он слушает, какие жанры игр предпочитает и т.д.
8.Как и любая субкультура, субкультура геймеров предполагает неравенство. У геймеров есть трехступенчатая иерархия статусов: ламер, геймер, читер1. Ей соответствует трехступенчатая система игровых навыков: юзер, программист, хакер2; и деление на кланы — сообщества геймеров по уровню профессионализма, пристрастию к одному жанру игр и т.д.
9.Таким образом, данная субкультура включает в себя следующие компоненты: специфические нормы и ценности; традиции; язык и терминологию; символику. Все эти компоненты определяются специфической картиной мира геймеров, которая влияет на поведение и отношение к жизни.
Важнейшей системной характеристикой являются жанры игр — они определяют членство в кланах, мировоззрение, внешний вид и т.д.
10. НЕГАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют геймеры, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Человек, находясь длительное время в такой среде, может переносить ее законы на реальный мир. Эта пропаганда агрессии в контексте социального обучения, может провоцировать вспышки агрессии у молодежи, и нуждается в более пристальном изучении. Дети и подростки особенно подвержены негативному воздействию средств массовой информации, что было доказано экспериментально еще в 60-ые годы, поскольку они, в отличие от взрослых, принимают негативное поведение за образец. Так же проблемами субкультуры геймеров являются феномены компьютерной и интернет зависимости.
11. Положительные черты
Однако игры действуют не только негативно на геймеров — они развивают быстроту реакции и скорость мысли, настойчивость и целеустремленность, даже ловкость. Игры через Интернет помогают подучить английский и расширить круг своих знакомых. Недавние американские исследования показывают, что геймеры, пришедшие в бизнес (соответственно довольно юные ребята) показывают невиданные результаты, поскольку бизнес для них — та же игра.
Таким образом, субкультура геймеров является сложным явлением, требующим пристального внимания и изучения.
12. Использованные источники
1. Википедия [Электронный ресурс]. Компьютерный сленг - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Lol#L.
2. Хакеры. [Электронный ресурс]. Субкультуры. 2006. - Режим доступа: http://subcult.s645.ru/index.php?name=hack.
3. Прокопова А. [Электронный ресурс]- Кто такие «геймеры». Режим доступа: http://www.makarova.net/index.php?option=com_content&task=view&id=109.
8. Субкультура Онлайн 2008-2009. [Электронный ресурс]- Геймеры Режим доступа: http://all-culture.ru/gejmery/