Запомни!!!
Сжатое изложение
должно быть
коротким по форме,
но
НЕ бедным по содержанию.
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:
- Убрать всё лишнее, подробности, детали.
2. Оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ .
Способы сжатия текста
1.Исключение
2.Обобщение 3.Упрощение
ИЗЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.
Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека. Она равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Это необходимо для счастья.
Что такое интеллигентность? Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который прочитал много книг, получил хорошее образование, много путешествовал, изучил несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способностях понимать других людей. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помогать другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, нужно тренировать душевные силы, как тренируют физические. Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог личного счастья. (По Д.С.Лихачёву). 195 слов.
Микротемы.
Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека. Она равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Это необходимо для счастья.
Интеллигентнность – это залог нравственного здоровья, нужно быть интеллигентным всегда.
Что такое интеллигентность? Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который прочитал много книг, получил хорошее образование, много путешествовал, изучил несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способностях понимать других людей. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помогать другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Что такое интеллигентность? Интеллигентность и образованность.
Интеллигентность надо в себе развивать, нужно тренировать душевные силы, как тренируют физические. Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог личного счастья
Интеллигентность надо в себе развивать, чтобы быть счастливым.
Сжатие
Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека. Она равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Это необходимо для счастья.
Человек должен быть интеллигентным при любых обстоятельствах. Это залог физического и нравственного здоровья.
Что такое интеллигентность? Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который прочитал много книг, получил хорошее образование, много путешествовал, изучил несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способностях понимать других людей. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помогать другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Что такое интеллигентность? Не нужно смешивать её с образованностью. Можно много знать, получить хорошее образование, но быть неинтеллигентным. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в культурном поведении человека. Человек должен вовремя приходить на помощь людям, терпимо относиться к ним.
Интеллигентность надо в себе развивать, нужно тренировать душевные силы, как тренируют физические. Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог личного счастья
Интеллигентность нужно в себе тренировать. Злость и непонимание других – признак душевной слабости. Быть интеллигентным – это социальный долг, основа счастья.
(73 слова).
Способы сжатия текста.
1 абзац.
Обобщение. Сокращено количество предложений, дана их основная мысль.
2 абзац.
Исключение + обобщение. Исключены однородные члены – перечисление «мелочей», в которых проявляется интеллигентность. Всё это заменено обобщающим словосочетанием – «культурное поведение».
3 абзац.
Обобщение + упрощение. Смысл предложений объединён , предложения стали более простыми.
№
Критерии оценивания сжатого изложения
ИК 1.
Баллы
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но упустил или добавил одну микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но упустил или добавил более одной микротемы.
0
ИК 2.
Сжатие исходного текста.
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.
2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста
0
ИК 3.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка,
и /или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3.
0
7