ПОДГОТОВКА К ВПР - 2021
(СПРАВОЧНИК)
8 класс
Оглавление
№ задания | содержание | стр. |
Задание 2 | Морфологические разборы (сущ., прил., глаг., прич., дееприч., нареч., числ., мест.) | 3 |
Синтаксический разбор | 5 |
задание 3 | Правописание НЕ с разными частями речи | 6 |
задание 4 | Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи | 8 |
задание 5 | Ударение | 9 |
задание 6 | Грамматические ошибки | 10 |
задание 7 | Основная мысль | 13 |
задание 8 | Микротема | 13 |
задание 9 | Средства выразительности | 13 |
Средства выразительности в таблице | 15 |
задание 11 | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | 16 |
задание 12 | Грамматическая основа | 17 |
задание 13 | Односоставные предложения | 19 |
задание 14 | Вводные слова | 20 |
задание 15 | Обособленные определения | 21 |
задание 16 | Обособленные обстоятельства | 21 |
ЗАДАНИЕ 2 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает предмет)
Морфологические признаки: Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г)склонение; д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);
Синтаксическая роль.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
На печальные поляны льёт печально свет она.
Поляны -сущ., т.к. обозначает предмет. Льёт (на что?) на поляны.
Н.Ф. – поляна. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост.: вин.п., мн.ч.
III. Льет (куда?) на поляны.
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает признак предмета). Морфологические признаки. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Непостоянные морфологические признаки: 1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2) число, род (в единственном числе), падеж.
Синтаксическая роль.
Чиста небесная лазурь.
Небесная (лазурь) – прил., т.к. обозначает признак предмета. Лазурь (какая?) небесная.
Н.Ф. – небесный. Пост.- относит.; непост. - им.п., ед.ч., ж.р.
III. Лазурь (какая?) небесная.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ГЛАГОЛА
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
Синтаксическая роль.
Ты любишь родной дом, родную землю...
Любишь – глагол, т.к. обозначает действие; отвечает на вопрос Ты (что делаешь?) любишь.
2. Н.ф.– любить. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: несов. вид; невозв.; перех.; II спр. Непостоянные морфологические признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения; наст. времени; ед. числа; 2-го лица.
3. Ты (что делаешь?) люблю (ПГС)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Н.Ф. (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: разряд по строению (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное (собирательное, целое,
дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть).
Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).
Рассыпался горох на семьдесят семь дорог.
(На) семьдесят (дорог) - имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог
Мой брат пошёл в первый класс.
(в) первый (класс) - имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый
Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа.
В класс (который?) первый
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ПРИЧАСТИЯ
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки неизменяемое слово.
Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) МЕСТОИМЕНИЯ
Часть речи и общее грамматическое значение.
Начальная форма и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): разряд (у всех),
лицо (только у личных), число (только у личных), род (только у личных в 3 лице). Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме .... падежа, ...число (кроме личных).
Синтаксическая роль местоимения.
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл. Никто – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Не называл (кто?) никто Н.ф. – (кто?) никто. Пост. признаки: отрицательное. Непост. признаки: – в И.п. Не называл (кто?) никто |
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. Её – мест., т.к. указывает на лицо, но не называет его. Называли (кого?) её Н.ф. – (кто?) она. П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч. Н.п. – в Р.п. Называли (кого?) её |
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора Мы – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Покажем (кто?) мы Н.ф. – (кто?) мы. П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч. Н.п. – в И.п. Покажем (кто?) мы |
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. Все – мест., т.к. указывает на предмет, но не называет его. Называли (кто?) все. Н.ф. – (какой?) весь. П.п. – определительное. Н.п. – в И.п., во мн.ч. Называли (кто?) все |
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора Наша – мест., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. Лёля (чья?) наша Н.ф. – (чей?) наш. П.п. – притяжательное. Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р. Лёля (чья?) наша |

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
(3) НАРЕЧИЯ
Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение и вопрос.
Морфологические признаки. Разряд по значению. Степень сравнения (если есть). Полная морфологическая неизменяемость.
Синтаксическая роль.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
План разбора простого предложения
Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
Записать характеристику предложения.
Составить схему предложения.
ЗАДАНИЕ 3
Правописание НЕ с разными частями речи
Существительное, отымённое прилагательное, наречие на –О, -Е
Раздельно | Слитно |
1) Есть или подразумевается противопоставление с союзом А | 1) Не употребляются без НЕ |
2) Есть слова вовсе не, отнюдь не, далеко не | 2) Можно заменить синонимом |
3) Рядом стоят отрицательные местоимения и наречия ничуть не, никогда не, нигде не, никому не и др. | 3) Рядом стоят слова, указывающие на степень качества (В какой степени? В какой мере?) очень, крайне, весьма, почти, чрезвычайно, совершенно, отчасти, в большей или меньшей мере, в большей или меньшей степени и др. |
Глагол, деепричастие (Что делая? Что сделав?)
Раздельно | Слитно |
Всегда раздельно, кроме исключений | 1) Не употребляются без НЕ |
2)* Есть приставка НЕДО-, указывающая на действие, не соответствующее норме |
| НЕДО- (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! | НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! | |
Например: НЕДОедать (голодать) – антоним переедать НЕДОглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) НЕДОсмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) | Например: не ДОедать суп из-за спешки (можно потом доесть), не ДОглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз), не ДОсмотреть фильм (можно вернуться и | |
Причастие, отглагольное прилагательное
Раздельно | Слитно |
1) Есть или подразумевается противопоставление с союзом А | 1) Не употребляются без НЕ |
2) С полными причастиями, если есть зависимое слово | 2) С полными причастиями, если нет зависимого слова |
3) С краткими причастиями Например: сделан, решено, написано, нарисованы | 3) Рядом стоят слова, указывающие на степень качества (В какой степени? В какой мере?) очень, крайне, весьма, почти, чрезвычайно, совершенно, отчасти, в большей или меньшей мере, в большей или меньшей степени и др. |
*Отглагольные прилагательные на –МЫЙ
Раздельно | Слитно |
1) Только при наличии зависимых слов: Существительное Тв.п. (Кем? Чем?) Отрицательное наречие или местоимение Слова вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не | 1) В остальных зависимые слова | случаях, несмотря | на | другие |
НАДО ЗНАТЬ:
Всегда раздельно | Всегда слитно |
Количественные и порядковые числительные (не пять, не первый). Все местоимения, за исключением отрицательных и неопределённых (не ты). Сравнительная степень прилагательных и наречий (не выше). Служебные слова, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на (не только, но и). Слова, которые пишутся через дефис (не по- товарищески). Существительные в вопросительных предложениях (Не правда ли?). | Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия при отсутствии между НЕ и местоимением ПРЕДЛОГА (нечто, некто) Производные предлоги НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА. |
Запомните:
неймётся | невмоготу | неподалёку | не властен | не должен | не надобен |
нейдёт | невпопад | неохота | не горазд | не обязан | не раз |
невзлюбить | нехотя | (наречие) | не волен | не виновен | не зря |
невзвидеть | (наречие) | непобедимый | не жалко | не надо | не нужно |
недосуг | несдобровать | невредимый | не жаль | не согласен | не слышно |
недаром (=не | ненавидеть | непоколебимый | не видно | не годен | не способен |
зря) | недоумевать | неспроста | не виден | не пора | не под стать |
некстати | невзначай | не страшен | не рад | не время | (наречие) |
невдалеке | неужто | не готов | | | не под силу |
Примеры к основному правилу:
Не видеть (Глагол с НЕ пишется раздельно).
Не увиденный мною (Полное причастие с НЕ пишется раздельно, т.к. есть зависимое слово).
Не далеко, а близко (Наречие с НЕ пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А). Неправда (Не с существительным пишется слитно, т.к. можно заменить синонимом ложь).
Неугомонный (Прилагательное пишется слитно, т.к. не употребляется без НЕ).
Не растворимый ни в какой воде раствор (При отглагольном прил-ом на –мый стоит отриц-ое мест-е, поэтому с НЕ слово пишется раздельно).
Не правда ли? (Существительное в вопросительном предложении с НЕ пишется раздельно).
Совершенно необдуманный ответ (Причастие имеет зависимое слово, выраженное наречием степени и меры качества, поэтому пишется слитно).
ЗАДАНИЕ 4
ЗАДАНИЕ 5
УДАРЕНИЕ
А: аэропОрты | О: обзвонИть – обзвонИт, облегчИть – облегчИт, |
Б: бАнты, баловАть, баловАться, избаловАть, | облИться – облилАсь, обнЯться – обнялАсь, |
разбаловАть, бАловень(судьбы), балОванный, | обогнАть – обогналА, ободрАть – ободралА, |
балУясь, болтлИва, бОроду, бОроды, борОд, | ободрЁнный – ободрЁн – ободренА, ободрИть, |
бородАм, брать – бралА, брАться – бралАсь, | ободрИться – ободрИшься, обострЁнный, |
бухгАлтеров | обострИть - обострИт, одолжИть – одолжИт, |
В: вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, | озлОбить, оклЕить, окружИть – окружИт, |
включИть – включИшь–включИм–включИт, | опломбировАть, опОшлить, оптОвый, |
включЁнный – вкдючЁн, влИться – влилАсь, | освЕдомиться – освЕдомишься, отбЫть – отбылА, |
вОвремя, водопровОд, ворвАться – ворвалАсь, | отдАв, отдалА, отключЁнный, откУпорить – |
воспринЯть – воспринялА, воссоздАть – воссоздалА, | откУпорил, отозвАть – отозвалА, отозвАться – |
вручИть – вручИт | отозвалАсь, Отрок, Отрочество |
Г: гнать – гналА, гнАться – гналАсь, граждАнство, | П: партЕр, перелИть – перелилА, перезвонИт, |
газопровОд | плодоносИть, плодонОсит, повторЁнный, |
Д: дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр, добелА, | повторИть – повторИт, поделЁнный, поднЯв, |
добрАть – добралА, добрАться – добралАсь, добелА, | позвАть – позвалА, позвонИшь – позвонИт, |
довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождАться – | полилА, понЯв, понЯвший, понЯть – понялА, |
дождалАсь, дозвонИться – дозвонИтся, дозвонЯтся, | портфЕль, пОручни, послАть – послАла, пОчестей, |
дозИровать, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, | прибЫв, прибЫть – прИбыл – прибылА – прИбыло, |
дОсуха, доЯр | придАное, принЯть – прИнял – прИняли –принялА, |
Е: еретИк | прИнятый - прИнят – принятА, принУдить, |
Ж: жалюзИ, ждать – ждалА, жИться – жилОсь | приручЁнный, прожИвший, прожОрлива, |
З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, | прозорлИва |
закУпорив, занЯть – зАнял, занялА, зАняло, зАняли, | Р: рвать – рвалА |
зАнятый – занятА, заперлА, заперлАсь, зАпертый – | С: сверлИть – сверлИшь – сверлИт, свЁкла, |
запертА, зАсветло, заселЁнный – заселенА, | сирОты, слИвовый (слИва), смазлИва, снять – |
зАсветло–зАтемно, защемИть – защемИт, звать – | снялА, снЯтый – снятА, сОгнутый, создАв, создАть |
звалА, звонИшь, звонИт, звонИм, знАчимость, | – создалА, созЫв, сорвАть – сорвалА, сортировАть, |
знАчимый | сорИть – сорИт, срЕдства, стАтуя, столЯр, |
И: Иксы, исчЕрпать, избалОванный | суетлИва |
К: каталОг, квартАл, киоскЁр, клАсть – клАла, | Т: тамОжня, тОртов, тОрты |
контролЁр, корЫсть, крАны, красИвее, | У: убрАть – убралА, убыстрИть, углубИть, |
красИвейший, крАсться – крАлась, кремЕнь, | углубИт, укрепИть – укрепИт |
кремнЯ, кровоточИть – кровоточИла, | Ф: формировАть |
кровоточАщий, кормЯщий, кУхонный | Ц: цепОчка |
Л: лгать – лгалА, лЕкторов, лить – лилА, лИться – | Ч: чЕлюстей, чЕрпать |
лилАсь, ловкА | Ш: шАрфы, шофЁр, школЯр |
М: мЕстностей, мозаИчный, монолОг, | Щ: щемИть – щемИт, щЁлкать |
мусоропровОд, молЯщий | Э: экспЕрт |
Н: навЕрх, навралА, наделЁнный, наделИть – | |
наделИт, надОлго, ненадОлго, надорвАться – | |
надорвалАсь, нажИвший, нАжитый– нажитА, | |
назвАться – назвалАсь, накренИться – накренИтся, | |
налитА, налИть – налилА, налИвший, намЕрение, | |
нанЯвшийся, нарвАть – нарвалА, нарОст, насорИть | |
– насорИт, начАв, начАвший, начАвшись, начАть – | |
нАчал, началА, нАчали, нАчатый – начатА, нЕдруг, | |
недУг, некролОг, ненадОлго, неизведЁнный – | |
неизведЁн, нефтепровОд, низведЁнный – низведЁн, | |
новостЕй, нОвости, нОгтя, нормировАть | |
Ударное окончание! | Ударный первый слог корня! | Проверочное однокоренное слово с ударным слогом! | Ударное окончание! | Ударный последний слог! |
включИт вручИт защемИт звонИт кровоточИт наделИт накренИтся облегчИт ободрИт обострИт одолжИт окружИт сверлИт углубИт укрепИт щемИт но: плодонОсит, плодоносИть | аэропОрты бАнты Иксы крАны пОрты склАды тОрты шАрфы шпрИцы | кАшлянуть (кАшель) вероисповЕдание (вЕдать) освЕдомиться (вЕдать) Отрочество (Отрок) мЕстностей (мЕсто) бухгАлтеров (бухгАлтер) надОлго (дОлго) нОгтя (нОготь) пОчестей (пОчесть) сирОты (нет сирОт) слИвовый (слИва) кУхонный (кУхня) чЕлюстей (чЕлюсть) лЕкторов (лЕктор) Запомните: договОры как протокОлы | бралА вернА взялА влилАсь воспринялА воссоздалА ворвалАсь гналАсь добралАсь дождалАсь занятА запертА заселенА лгалА лилА ловкА навралА налилА налитА начатА принялА принятА рвалА снятА но: клАла укрАла крАлась послАла | водопровОд газопровОд нефтепровОд но: электропрОвод премировАть нормировАть баловАть пломбировАть опломбировАть (тренировАть - проверочное слово для данных глаголов) |
ПОДСКАЗКИ к заданию 4
ЗАДАНИЕ 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
№ ошибки | толкование ошибки | пример ошибки |
Ошибка 1 | ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании) | Голос, звучащая вдалеке… |
Ошибка 2 | нарушен порядок слов в построении причастного оборота | Не подкреплённые слова фактами (какие?) |
Ошибка 3 | неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени | Вчера состоящиеся (н.вр.) соревнования (правильно: состоявшиеся) |
Ошибка 4 | с причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений. | дело, прославившее бы |
Ошибка 5 | причастный оборот стоит не после определяемого слова, от чего теряется смысл. | Мы видели луга и леса, покрытые цветами. |
Ошибка 6 | употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот | реферат, написавшийся учеником в нынешнем учебном году… |
Ошибка 7 | при определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот и др.) местоимение | Я учусь в той школе, стоящей на улице Мира. |
Ошибка 8 | причастия не могут употребляться в будущем времени | Надо готовиться к олимпиаде, проходящей в следующее воскресенье. |
Ошибка 9 | отбрасывание суффикса -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов | Улыбающие лица |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий | Нельзя: Читая (несов. в.) статью и отметив (сов.в.) нужный материал, я делаю выписки. Надо: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки. или Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки. |
2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. | Нельзя: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа. Надо: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. Подъезжая к станции, я почувствовал, что у меня слетела шляпа. |
3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено. | Нельзя: Подходя к лесу, мне стало холодно. Надо: Подходя к лесу, я почувствовал, что мне стало холодно. |
4. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого. | Нельзя: Я набирала номер, положА трубку на стол. Надо: Я набирала номер, положиВ трубку на стол. |
5. Частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов | Нельзя: Я бросился вон очертиВ голову. Надо: Я бросился вон очертЯ голову. |
Нарушение управления. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
Нельзя: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. Норма: согласно распоряжению благодаря согласно вопреки ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (КОМУ? ЧЕМУ?) | Предлог ПО в значении «после» управляет П.п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д.п. Необходимо запомнить: |
навстречу | | по прибытиИ | по предъявлениИ | по прилётЕ |
наперекор
по окончаниИ по завершениИ по возвращениИ
по истечениИ по прочтениИ по приездЕ
по приходЕ
можно сказать | нельзя сказать |
Кроме сестры я люблю ещё и брата (то есть люблю и сестру, и брата). | Кроме рисования я ещё пою. |
Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием (то есть увлекаюсь хоккеем и плаванием). | Помимо спорта я хожу в кино. |
при употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно
Предло г благода
ря
ввиду
вследст вие
Ошибка
Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу (не имеет значения
«благодарить»). Предоставить отпуск ввиду болезни (не имеет значения
«результата»). Вследствие предстоящего парада движение по центральной улице будет закрыто (не имеет значения
«результата»).
Правильный вариант
Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу.
Предоставить отпуск вследствие болезни.
Из-за предстоящего парада движение по центральной улице будет закрыто.
существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:
удивлён его
рассердиться на глупую шутку удивляться его
предлог ПО с сущ-ым
скучает по сыну скучает по детям скучаем по нему (Д.п.)
терпением читать книгу строить дом
терпению чтение книги
строительство дома
предлог ПО
с местоимением 3 лица
скучает по ним
(Д.п.)
предлог ПО
с местоимением 1 и 2 лица
скучаем по вас (не по вам) (П.п.)
скучают по нас (не по нам) (П.п.)
Нельзя: Надо срочно оплатить по счетам.
Норма: оплатить счета
Предлоги В и НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С.
Например:
поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа. Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается:
поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов
Нельзя: Подруга интересуется о моем здоровье.
Норма: интересуется моим здоровьем
Предлоги, сочетающиеся с существительным в Р.п.
в меру (чего?) | по причине (чего?) |
в течение (чего?) | наподобие (чего?) |
в продолжение | вследствие (чего?) |
(чего?) | ввиду (чего?) |
в силу (чего?) | в случае (чего?) |
в заключение (чего?) | |
в виде (чего?) | |
ЗАДАНИЕ 7
ОСНОВНАЯ или главная мысль текста (идея) — это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. (ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?)
Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.
ЗАДАНИЕ 8
МИКРОТЕМА — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца.
Микротему можно определить по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
ЗАДАНИЕ 9
Метафора | Троп: это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому- либо | Щёки горят, кольцо дыма, золотые кудри; крыло самолёта, завыл мотор, заря жизни, град пуль. В лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль (В.Шукшин) |
Олицетворение | Троп: Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных. | Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.Фет) |
Сравнение | Троп, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже, наподобие, подобно и т.п. в форме творительного падежа сравнительной степенью прил. или наречия с помощью сравнительного придаточного. | А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... (И.С.Тургенев) Ярким солнцем в саду пламенеет костёр Эти глаза зеленее моря |
Примечание: в отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нём называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия) |
Эпитет | Троп: образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора | Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К. Бальмонт) |
Литота | преуменьшение | И шествуя важно В спокойствии чинном Лошадку ведет Под узды мужичек В больших сапогах, В полушубке овчинном, В больших рукавицах… |
| | А сам с ноготок! (Некрасов) |
Гипербола | (от греческого - преувеличение) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого -либо предмета, явления. | Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Редкая птица долетит до середины Днепра |
Перифраз (описательный оборот) | Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Пишущий эти строки (т.е Я) Царь зверей (т.е лев). Туманный Альбион (т.е Англия). Творец Гамлета (т.е. Шекспир). |
Фразеологизм | воспроизводимые в готовом виде словосочетания или предложения. Неделимые словосочетания | как белка в колесе водить за нос хранить как зеницу ока мелкая сошка грош цена ни днём ни ночью |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ в ТАБЛИЦЕ
ЛЕКСИКА | СИНТАКСИС |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Синонимы, в т.ч. контекстные антонимы, в т.ч. контекстные омонимы, паронимы. Фразеологизмы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления: просторечные слова, разговорные слова, в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, термины, окказионализмы (авторские слова) Тематические группы: общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, военная терминология и т.п. | Стилистические – фигуры: риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора (единоначатие) эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм (сходное построение предложений), многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия (обратный порядок слов в предложении), парцелляция (вычленение), градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза (противопоставление), оксюморон (соединение несовместимых понятий: горькая радость, шумит тишина), именительный темы (Москва! как много в этом звуке…), умолчание (оформляется с помощью многоточия), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), цитирование Лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. |
ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора («горят щеки», «нить жизни», «прядь паутины»), олицетворение («природа спит»), метонимия (читать Пушкина), синекдоха («Москва французу отдана»), перифраз (описательное выражение: царь зверей = лев), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (за внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) | СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), разные ФОРМЫ РЕЧИ (диалог, монолог, “скрытый” диалог, прямая речь) восклицательные предложения или вопросительные предложения, |
Морфологические средства: Частотное употребление частей речи: большое количество глаголов, или существительных, или прилагательных... Фонетические средства: |
ЗАДАНИЕ 11
ВИД СВЯЗИ (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ)
Тип связи | Примеры | Какой частью речи является зависимое слово | Характеристика связи |
Согласование | Частые встречи. | Прилагательное. | Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. |
Летящий мяч. | Причастие. |
Наше право. Всякий человек Любое решение | Согласуемое местоимение. |
Третий ряд. | Порядковое числительное. |
Красавица дочка. Профессор Петров. | Согласуемое существительное. |
Управление | Начало игры. Жарко у печки. | Существительное (часто с предлогом). | Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). |
Попросить её (кого?). | Местоимение в функции существительного. |
Примыкание | Ходить пешком. | Наречие. | Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется. |
Спать стоя. | Деепричастие. |
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. | Неопределенная форма глагола. |
Стать лучше. | Сравнительная степень прил-ого. |
Его книга Её глаза Их мечты | Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?) |
(Алгоритм)
Определите главное и зависимое слово.
Определите, чем выражено зависимое слово.
Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его.
то это ПРИМЫКАНИЕ
Если другими частями речи, то смотрим
Изменяются оба слова Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в
в определённом косвенном падеже
СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)
Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)
Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)
ЗАДАНИЕ 12 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Чем может быть выражено | Примеры |
Имя существительное | Редела тень. Восток алел |
Местоимение | Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня). |
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного | Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику. |
Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. |
Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится |
Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура |
Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
Числительное | Десять делится на два. |
СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) | Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо | Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. |
Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл | Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. Фразеологизмами Он горел желанием выступить Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, | Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена. Жарко. Мне весело. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. Местоимением: Дом теперь мой. Числительным: Два + три будет пять |
было с корзинкой на берег. | необходимо): | 7. Наречием: Ей туфли впору будут. |
5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. | Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): Я люблю читать. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме. | 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: |
| Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Стал он кликать золотую рыбку. | 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. |
| Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. | 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) |
| 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. | Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига… |
ЗАДАНИЕ 13 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
с главным членом-сказуемым:
Определённо-личное: сказуемое–глагол в форме 1 или 2 лица ед. или
мн.ч., наст. вр или буд. вр., повел. или изъявит. наклон., к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ. Например: Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня.
Неопределённо – личное: сказуемое – глагол в форме 3лица мн.ч. в наст. или буд. времени и в форме мн.ч. прош. врем., к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ.
Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет.
Безличное: сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего.
К сказуемым в таких предложениях, если рядом нет существительных или местоимений в косвенных падежах, можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО. Например: Уже (где-то) вечерело. Весело.
Сказуемое может быть выражено:
Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы. Например: Вечереет.
Безличной формой личного глагола в 3л. ед.ч. н. или б. вр. или ср.р. ед.ч. пр. вр.
Например: Пахло сеном. Пахнет сеном.
Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях;
Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет.
Словом нет. Например: У меня нет линейки.
Неопределённой формой глагола. Например: Быть дождю. Нужно учиться.
Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода.
Например: В избе жарко натоплено.
Категорией состояния. Например: На улице холодно. Жарко.
Примечание № 1: если сказуемое выражено глаголом ед.ч. м.р. или ж. р. пр. вр., то такое предложение является двусоставным, неполным. Пошла в кино. Зашел на минутку.
Примечание № 2:
2. Среди односоставных предложений выделяются обобщённо-личные, в которых выражены действия обобщённого лица, но это лицо не названо. Часто используются в пословицах, афоризмах. Главный член предложения обычно выражен глаголом 1-го, 2-го лица ед.ч. и мн.ч. или глаголом 3-го лица мн.ч. Например: На деньги ума не купишь. Береги честь смолоду. За оскорбление деньгами не платят. Что посеешь, то и пожнешь. Не очень-то нынче стариков уважают.
с главным членом предложения - подлежащим
назывное
имеет один главный член предложения – подлежащее, выраженное существительным в форме И.п. или количественно-именным сочетанием. Оно сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.
Примечание:
В роли главного члена (подлежащего) может выступать личное местоимение: Вот она, Отчизна!
В роли главного члена числительное: Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет.
В роли главного члена количественно-именное сочетание: Десять часов.
Например: Лес. Просека. Ночь. Весна. Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил.
ЗАДАНИЕ 14
ВВОДНЫЕ СЛОВА
значения | вводные слова | примеры |
1. Разная степень уверенности | Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. | Дождь, кажется, кончился. |
2. Различные чувства | К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. | Дождь, к счастью, закончился. |
3. Источник информации | По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. | По-моему, дождь кончился. |
4. Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. | Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись. |
5. Замечания о способах оформления мыслей | Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. | Одним словом, всё обошлось благополучно. |
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому. | Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. | Верите ли, я все-таки сделала это. |
7. Указывают оценку меры того, о чем говорится. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. | Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали. |
8. Выражают экспрессивность высказывания. | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. | Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы. |
ЗАДАНИЕ 15 ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные, причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. | Человек, /не помнящий прошлого/, лишает себя грядущего. (Прич. об. стоит после определяемого слова) Чистые звуки музыки, /похожие на голоса серебряных труб/, привели его в восторг. (Прил. с зависимым словом стоит после определяемого слова) |
2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. | Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате |
3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение | /Уставшие после долгой дороги/, ребята присели отдохнуть на поляне. (Причина) |
4) Определения, относящиеся к личному местоимению. | А ОН, /мятежный/, просит бури. МЫ, /утомлённые/, только к семи часам вернулись домой. |
ЗАДАНИЕ 16 ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом | Мальчик шел по улице, напевая. Напевая, мальчик шел по улице. Мальчик, напевая, шел по улице. Листья, тихо шелестя, осыпались с деревьев. Тихо шелестя, листья падали с деревьев. Листья падали с деревьев, тихо шелестя. |
Уточняющее обстоятельство | Завтра, часов в шесть, зайдите к директору. Концерт состоится вечером, в семь часов. Магазин находится в центре, прямо на площади. |
обособляются обстоятельства уступки с предлогами невзирая на, несмотря на, вопреки Такие обстоятельства заменить придаточным предложением уступки с союзом хотя. | Невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю. Небо было ясным, вопреки прогнозам синоптиков. Друзья, несмотря на размолвку, быстро помирились. |
Сравнительные обороты | Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. Парусник проплыл мимо, подобно белокрылой птице. Дом стоял на отшибе, будто отшельник. |