Доклад:
«Подготовка перехода из начальной школы в среднее звено»
Подготовила
учитель начальных классов: Тормышева Н.Ф.
2023г
Когда речь идёт о подготовке перехода из начальной школы в среднее звено, учителя ориентируются на портрет ученика начальной школы, т.е. выпускника 4 класса. Стоит отметить, что подготовка к переходу в среднее звено начинается не в 4 классе, а значительно ранее, начиная с первых шагов, когда дети приступают к образовательно-воспитательному процессу в школе.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых разной продолжительности. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т. п.), другие предпочитают словесное объяснение и т. д. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т. д
Какими качествами должен обладать четвероклассник, чтобы соответствовать современным стандартам образования?
Любознательный, любит свой край, Родину.
Уважает и принимает ценности своей семьи.
Умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни.
Владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность.
На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа, таким образом, должна готовить своих учеников к реальной жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в федеральном государственном образовательном стандарте, который особенно направлен на формирование личности учащихся.
Девиз универсальных учебных действий : «Формирование у каждого ребёнка умения учиться - учить СЕБЯ»
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. А сформировать универсальные учебные действия помогут следующие действия учителя.
Начальную школу можно считать фундаментом универсальных учебных действий, здесь начинается формирование человека обладающего новым мышлением, способного самостоятельно усваивать новые знания и умения.
Цель учителя начальной школы- развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своих знаний, чтобы развивать умения оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаток знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель включает детей в открытие новых знаний.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
Учитель учит ребенка ставить цель и искать пути ее достижения, учит решать возникшие проблемы. Еще учит составлять совместный план работы.
Учитель учит детей оценивать свою работу по критериям, выбирать критерии для оценки.
Учитель учит детей разными способами выражать свои мысли, учит спорить, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других.
Учитель организует деятельность детей, при которой дети могут усвоить нужные знания.
Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель сотрудничает с ребенком, показывая как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом учитель поощряет сотрудничество между учениками, учениками и учителем и активно включает каждого ученика в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируется общечеловеческие ценности.
Учитель помогает ребенку делать нравственный выбор при работе с ценностным материалом и при его анализе. Учитель использует проектные формы работы на уроке. Учитель учит детей правильно планировать свою р
Мне подробнее хотелось бы остановиться на четвёртой группе- формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, на уроках Математики, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии, а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями. Учебные задания на уроках математики побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и т.д.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Дети учатся обосновывать свои суждения. Учитель постоянно ставит вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной), в разных источниках (учебник, атлас, карты, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и другими результатами, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знако-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий.
При анализе содержания курса «Русский язык» можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но заданий и упражнений, способствующих эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления значительно больше.
Работа в начальной школе проводится по спирали-от простого к сложному.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Очевидно, что чёткой границы по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большее внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД.
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
К концу ступени начального обучения основополагающее значение приобретают коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника. Дети становятся способны понимать возможность разных точек зрения (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. В рамках существующей системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:
– любое мнение ценно;
– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
– хочешь говорить – подними руку;
– дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;
– обращение начинается с имени;
– критика должна быть тактичной;
– голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.