Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пойковская средняя общеобразовательная школа №2»
Разработала: Казанцева С.А,
учитель физической культуры
ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»
Актуальность
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. А сибирские подвижные игры, к которым генетически расположены маленькие сибиряки, усиливают педагогическое значение сибирских подвижных игр. Самостоятельная игровая деятельность...
Какая она должна быть, чтобы доставлять радость и детям и взрослым, вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения с ребёнком помогут лучше узнать его и наиболее естественно ввести в сложный мир взрослых?
В дошкольном возрасте, безусловно, это игровое общение. До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных сибиряков. Практика доказывает, что современные дети с удовольствием играют в народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью.
Испокон веков функция игры заключается в воспитании. Она способствует развитию у детей мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредствам сибирских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.
Чтобы наши дети выросли настоящими СИБИРЯКАМИ, с богатым багажом нравственных ценностей, и пропитанными гордостью за свою малую Родину.
Концепция проекта «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: постоянно-действующий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, специалисты.
Оптимизация развивающей среды: Отбор подвижных народов Севера, составление картотеки. Изготовление атрибутов для подвижных игр. Проблема: Игровая культура народов севера, когда то была из самых богатых в мире. От нас - взрослых, родителей и педагогов - во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Подвижные игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. До наших дней дошло множество сибирских игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших сибиряков. Вот она, региональная направленность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Но почему в игры народов Севера не играют наши дети?
Цель: изготовление картотеки с содержанием подвижных игр народов Севера. Научить старших дошкольников активно и самостоятельно играть в игры народов севера. Задачи:
Дополнение программы по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.
Развивать физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, меткость).
Воспитание толерантного отношения к другим нациям.
Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа.
Способствовать установлению демократических отношений между родителями и детьми.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Ожидаемый результат: дети познакомятся с играми народов севера, разовьют физические качества (выносливость и ловкость, меткость), обогатится
словарный запас детей, познакомятся с бытом народа.
Методы : метод вариативного (переменного) упражнения,
стандартно-повторный метод, информационно - рецептивный,
строго регламентированного, наглядный, словесный, практический, игровой,
соревновательный.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование | Содержание | Срок | |
1 этап- | Разработка проектного задания | |
подготовительный |
2 этап - проектный | Проведение | |
| мероприятий согласно |
| плана сотрудничества. |
| См. приложение |
3 этап - внедренческий | Предоставление | |
| результатов: проведение |
| спортивного праздника |
| «Ура! - Мы сибирская |
| семья» - Создание |
| картотеки подвижных |
| игр народов севера, |
| изготовление атрибутов |
| к играм |
4 этап - | Оценка результатов: - Анализ выполнения плана |
заключительный |
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сотрудничество с педагогами | Сотрудничество с родителями | Работа с детьми |
1. Разработка | 1 Консультация | 1. Чтение литературы |
интегрированных | «Использование | разных жанров, в |
познавательно - | народных игр в | которых рассказывается |
физкультурных занятий | нравственно- | о быте и национальных |
по ознакомлению с | патриотическом | особенностях сибирского |
традициями и бытом | воспитании» | народа. |
сибиряков. | | |
2. Разработка и | 2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и участию в праздниках и развлечениях. | 2. Разучивание |
проведение совместных | подвижных игр народов |
праздников и | Севера |
развлечений с | Участие в проекте «Моя |
региональной | Югра» |
направленностью. «В | |
гости к Лесовичку» | |
3. Практические занятия | 3. Ввести традицию в | 3. Проведение |
по разучиванию и | воспитательно- | интегрированных |
апробации игр | образовательный | познавательно- |
| процесс ДОУ - | физкультурных занятий |
| проведение спортивного | Проведение праздников и |
| праздника «Ура! - Мы | развлечений по |
| сибирская семья» | разученным и |
| | полюбившимся детьми |
| | сибирским играм. |
месяц | игры | цель |
сентябрь | «Рыбаки и рыбки» (р) | Развитие у воспитанников |
| «Куропатки и охотники» с изменением темпа, (р) «Северный и южный ветер» Стойка в полуприседе, на одной ноге, и т.п (р) | быстроты реакции, координацию движений, ловкости, выносливости. Развивать творчество, |
| умение быстро реагировать |
| на изменяющиеся условия. |
октябрь | «Куропатки и охотники» выполняются усложнения по желанию детей (п) «Молодой охотник» Движение на одной ноге , полным приседом, с высоким подниманием колена. (р) «Солнышко» двигаться прыгая на двух ногах(р) | Упражнять воспитанников в проявлении ловкости, координации движений, быстроты реакции, умении ориентироваться в пространстве. |
ноябрь | «Солнышко» усложнение по выбору детей (п) «Охотники и собаки» (Р) «Филин и пташки» с увеличением или уменьшением размеров площадки(р) | Совершенствовать умения воспитанников реагировать на сигнал, координацию движений, меткость, быстроту реакции. |
декабрь | «Охотники и собаки» (п) выполняется усложнения по предложению детей «Пингвины на льдинах» (Р) «Ловля оленей» назначение нескольких водящих(р) | Развивать находчивость, ловкость при выполнении подражательных движений |
январь | «Снежинки и ветер» (р) принимать разные исходные положения «Два мороза» увеличением | Совершенствовать умение проявлять ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, |
Перспективно дошкольного в
е планирование подвижных иг озраста направленных на разв
р для детей старшего итие ловкости
Перспективное планирование подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на развитие ловкости
месяц | игры | цель |
сентябрь | «Рыбаки и рыбки» (р) «Куропатки и охотники» с изменением темпа, (р) «Северный и южный ветер» Стойка в полуприседе, на одной ноге, и т.п (р) | Развитие у воспитанников быстроты реакции, координацию движений, ловкости, выносливости. Развивать творчество, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия. |
октябрь | «Куропатки и охотники» выполняются усложнения по желанию детей (п) «Молодой охотник» Движение на одной ноге , полным приседом, с высоким подниманием колена, (р) «Солнышко» двигаться прыгая на двух ногах(р) | Упражнять воспитанников в проявлении ловкости, координации движений, быстроты реакции, умении ориентироваться в пространстве. |
ноябрь | «Солнышко» усложнение по выбору детей (п) «Охотники и собаки» (Р) «Филин и пташки» с увеличением или уменьшением размеров площадки(р) | Совершенствовать умения воспитанников реагировать на сигнал, координацию движений, меткость, быстроту реакции. |
декабрь | «Охотники и собаки» (п) выполняется усложнения по предложению детей «Пингвины на льдинах» (Р) «Ловля оленей» назначение нескольких водящих(р) | Развивать находчивость, ловкость при выполнении подражательных движений |
январь | «Снежинки и ветер» (р) принимать разные исходные положения «Два мороза» увеличением | Совершенствовать умение проявлять ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, |
| или уменьшением размеров площадки(р) «Льдинки, ветер и мороз» | быстроту реакции. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве используя различные виды движений. |
февраль | «Снежинки и ветер» (п) усложнение по выбору детей «Снежинки» с изменением темпа, бег заменить прыжками(п) «С льдинки на льдинку» изменение расстояния льдинок | Закреплять умения воспитанников реагировать на сигнал, совершенствовать координацию движений. |
март | «Каюр и собаки»(р)с изменением темпа «Капкан» с изменением сигнала(р) «Снеговик» | Закреплять умение действовать по сигналу, координировать движения, увертываясь от ловишки. |
апрель | «Молодой оленевод» (р) «Прыжки через чаат»(р) «Оленьи упряжки» (р) Повторение ранее изученных игр по желанию детей | Развивать находчивость, ловкости, выносливости, умение проявлять творчество в выполнении подражательных движений. |
май | «Ловкие оленеводы» (р) увеличением или уменьшением размеров площадки(р) «Медведь»(р) «Ловля оленей»(р) дети передвигаются прыжками, на одной (двух ногах) | Закреплять умение проявлять творчество в выполнении подражательных движений. |
июнь | «Молодой оленевод» «Охотники и собаки» «Рыбаки и рыбки» - повторить с усложнением по желанию детей | Совершенствование физических качеств, координации движений, быстроты реакции, умение ориентироваться в |
июль | «Ловкие оленеводы» «Куропатки и охотники» Дать возможность самостоятельно провести любую из ранее изученных игр, с возможностью изменить правила(п) | пространстве. Придумывание детьми вариантов игр. с изменением сигнала, расположения играющих, числа водящих, увеличением или уменьшением размеров площадки. |
август | Игры по желанию детей | Во всех вариантах игр |
| | дети сначала определяют |
| | способ действия в зависи |
| | мости от поставленных |
- | | требований, затем |
| | проверяют правильность |
| | своего выбора непосред |
| | ственно в игре. |