Название и описание игры | Методические указания | Эффект воздействия |
1 | 2 | 3 |
1. «Хомячки». Руководитель предлагает детям идти 10-15 шагов с «толстыми» (как у хомячка) щеками. По сигналу руководителя дети хлопают себя кулачками по щекам -выпускают воздух изо рта, «щечки опять стали, как у ребят» - проходят еще 15 шагов и снова становятся «хомячками» - надувают щеки. Дыхание не задерживать. | Щеки надуть, рот плотно закрыт, дышать носом. Контроль правильности осанки и четкости выполнения задания. Вариант игры: 5-7 шагов проходить на задержке дыхания, затем дышать носом (без гипервентиляции) и т. д. | Тренировка правильного носового дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области. Во 2 варианте - тренировка устойчивости организма к гипоксическим состояниям. |
2. «Филин». Дети сидят полукругом. По сигналу руководителя «День!» дети - «филины» медленно поворачивают головы вправо и влево. «Ночь!» - дети смотрят вперед и взмахивают руками - «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у...у...ффф». | Повторить 2-4 раза. Контроль правильности осанки. Дыхание ритмичное, носовое. | Формирование навыков правильного дыхания. Развитие координации движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубление выдоха), тренировка зрительного и слухового анализаторов. |
3. «Лягушки». Дети располагаются но кругу, изображая лягушек вокруг болота. Руководитель хлопает в ладоши (пугает «лягушек»). «Лягушки прыгают в «болото» - | Вдох носом, выдох с силой через рот. | Улучшение функции дыхания (его глубины, ритма); укрепление дыхательной мускулатуры; тренировка координации движений, |
1 | 2 | 3 |
присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом. По команде руководителя «лягушки» выпрыгивают на берег - дети выходят из круга и дышат носом при спокойно сомкнутых губах. | | умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры. |
4. «Шарик». Дети сидят полукрутом. «Надувают шары»: широко разводят руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик - «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш...» -произносят дети, делая губы трубочкой и складывая руки на коленях. | Вдох делать носом. Следить за правильным положением губ. Повторить 2-3 раза | Формирование дыхательного акта, ритмирование, углубление дыхания, правильное смыкание губ. |
5. «Кто громче». Дети сидят на полу, скрестив ноги, спина прямая, губы сомкнуть. Указательный палец правой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая его правое крыло. Глубоко вдохнуть левой половиной носа (рот закрыт) и произносить (выдыхая) «мммм...м», одновременно похлопывая указательным пальцем левой руки по левой половине носа, При этом получается длинный скандированный выдох. Затем прижимается левая половина носа, и также на выдохе с произнесением «ммм...м» похлопывают плашмя указательным пальцем уже правую половину носа. | Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Упражнение-игра повторяется несколько раз. Поощряется тот, кто выполнил все условия игры наиболее четко. Сохранять правильную осанку | Тренировка носового дыхания, смыкания губ, развитие дыхательной мускулатуры. |