Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Проверьте пожалуйста, есть ли у вас все нужное к уроку: лист бумаги, простой карандаш, ластик, точилка. Все другое уберите со столов, это будет вам мешать. Объяснение цели урока - Сегодня нас ждет увлекательная работа. А для того, чтобы узнать, что мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки. Я румяную Матрешку От подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка Упадет сама в траву. - Яблоко. Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок! Сам с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. - Яблоко. - Правильно, сегодня мы будем рисовать яблоко с натуры, а также познакомимся с новым для вас жанром искусства. Беседа о жанре натюрморт, о форме яблока - Ребята, давайте вместе с вами вспомним сказки, где упоминается яблоко. - «Сказка о царевне и семи богатырях», «Белоснежка»… - Также большое значение яблоко имеет и в живописи. Многие художники учились рисовать именно с яблок. Этот фрукт также является неотъемлемым составляющим натюрмортов. - Ребята, а может кто-нибудь из вас знает, что такое натюрморт? - Ответы детей. - Слово натюрморт произошло от французских слов nature morte что дословно означает «мёртвая природа». В изобразительном искусстве натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. На них художник может изображать самые разнообразные предметы: цветы и букеты, фрукты и овощи, бытовые предметы и музыкальные инструменты и др. Примеры натюрморта вы можете видеть на слайде. Это картины русских художников Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды», Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Что изображено на них? Чем они отличаются? - Ответы детей. - А теперь давайте посмотрим на натюрморты русских художников, на которых изображены яблоки. Это картины Кузнецова Николая Алексеевича и Владимира Фёдоровича Стожарова, обе они так и называются «Натюрморт с яблоками». Что еще изображено на картинах кроме яблок? - Ответы детей. - Чем различаются яблоки, изображенные на картинах? - Ответы детей. - Какие оттенки цветов преобладают на каждой картине? - Ответы детей. - Рисование яблока нужно начать с рисования его формы. Яблоки бывают разной формы. На какую фигуру больше всего похоже яблоко? - Шар. - В чем различия между формой шара и яблока? - Ответы детей. - Также, ребята, нужно помнить, что у яблока различаются верх и низ: на нижней части остатки завязи, а на верхней черенок. Они находятся в углублениях. Поэтапное объяснение работы - Для того чтобы начать рисовать яблоко необходимо найти место на бумаге, для этого определяем где заканчивается горизонтальная плоскость и начинается вертикальная, и намечаем размер будущего яблока, определив при этом высоту и ширину. Размер намечаем легкими горизонтальными и вертикальными линиями. Находим место углубления и черенка. - Убираем все лишние линии, наносим тень от яблочка и теперь переходим к штриховке. - Начните заштриховывать яблоко от его левого края. В одном направлении проводите карандашом легкие, но достаточно длинные штрихи. Старайтесь, чтобы они были параллельны контуру яблока. Ту поверхность плода, на которую падает свет, где должны быть блики, не заштриховывайте, оставьте просто белой. - Добавляем детали в верхней части яблока. Незначительно заштрихуйте верхнюю левую часть яблока так, чтобы штрихи ложились почти параллельно контуру и изогнутой поверхности плода. - Когда будет нарисован контур яблока, можно начать заштриховывать его, чтобы придать плоду объем. Старайтесь класть небольшие штрихи, повторяя форму яблока. Постепенно двигайтесь от тона более сильного к менее интенсивному. Самый темный фрагмент должен быть на том участке яблока, который находится в тени, а те места, на которые падает свет — блики, — следует оставить белыми, не заштрихованными. - Когда вы закончите рисовать яблоко, необходимо добавить отбрасываемую им тень. Используя боковую сторону грифеля, начните создавать тень легкими горизонтальными штрихами. В середине тень будет гуще, а около яблока светлее — здесь вам нужно будет ослабить нажим на карандаш. - У вас должен получиться такой рисунок. Самостоятельная работа - А теперь самостоятельно приступайте за работу. Подведение итогов урока. Выставка лучших работ - Сегодня все справились с рисунком. Теперь давайте продемонстрируем лучшие работы. - Какие работы вам понравились больше всего? |