МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ГОРШКОВА Д.Е.»
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ «ЦО № 1». Протокол № 1 от 28.08.2017 | | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ЦО № 1» от 28.08.2017 № 827/1-а |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по французскому языку в 9 Е и 9 З классе
(название предмета, классы)
Всего 68 часов, 2 часа в неделю
(общее количество часов, количество часов в неделю)
Плановое количество: контрольных работ – 4
практических работ –
лабораторных работ –
2017 – 2018 учебный год
Учитель: | Щеголев Игорь Владимирович |
| |
| высшая |
(Ф.И.О., категория)
Вводная часть
Данная Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса гимназии без профильной специализации. План составлен на основе Рабочей программы, которая разработана на базе Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык, 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения), реализуется в УМК Э. Береговская « Синяя птица» Учебник для 9 класса. Книга для учителя. Сборник упражнений к учебнику для 9 класса, аудиокурс. М.: «Просвещение», 2014.
Программа рассчитана на два часа в неделю, 68 часов в год. Сокращение объема происходит за счет уплотнения учебного материала и сокращения уроков повторения.
Цели обучения
Изучение французского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуиикативной компетенции
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка
- использование гимназического компонента для расширения фонетических знаний, умений и навыков (явление «сцепление», «связывание», «ритмическая группа», «разметка текста», «логическое ударение»).
Образовательные технологии
Использование в обучении игровых методов
Здоровьесберегающие
Информационно – коммуникационные
Коммуникативные
Коллективная система обучения
Метод проектов
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы (школьный компонент) | Реквизиты программы, на основе которой составлена рабочая | УМК обучающегося | УМК учителя |
9 Е З | 2 | Примерные программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам. М.: Дрофа, 2008 | Е.Береговская « Синяя птица», 9 класс, М.- Просвещение, 2014 г. | Е.Береговская « Синяя птица», 9 класс, М.- Просвещение, 2014 г. |
Требования к уровню подготовленности учащихся
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объём диалога до 4—5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 2,5—3 минуты (9 класс).
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания до 10—12 фраз.
Продолжителъность монолога 1,5—2 минуты (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном тексте, содержащем наряду с изученным некоторое количество незнакомого материала. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересуюшей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования до 1 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицичтические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама.
Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся, имеет образовательную и воспитательную ценность, воздействует на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текста для чтения — 600—700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или сочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Объем текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения – около 400 слов.
Письменная речь
Развитие и совершенствование письменной речи и умений:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
- заполнять бланки
- писать личное письмо с опорой на образец (объемом 90-120 слов, включая адрес)
Грамматическая сторона речи
Признаки нераспространённых и распространённых простых предложений, безличных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, использования прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи перечисленных грамматических явлений.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, изъявительного, повелительного, условного и сослагательного наклонений, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных, артиклей, личных, относительных, неопределённых/неопределённо-личных, притяжательных, указательных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Результаты обучения для учащихся 9 класса
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении французского языка:
* формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
* осознание возможностей самореализации средствами французского языка;
* стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
* формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; * развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
* формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
* стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
* готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка :
* развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
* развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
* развитие исследовательских учебных действий, включая навыки и работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
* развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
* осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении:
* начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
* рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
* сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
* описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
аудировании:
* воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
* воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/ интервью);
* воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию.
чтении:
* читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
* читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
*читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
письменной речи:
* заполнять анкеты и формуляры;
* писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
* составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами);
*применение правил написания изученных слов;
* адекватное произношение и различение на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
* соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
* распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
* знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
* понимание и использование явлений многозначности слов французского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
* распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, числительных, предлогов);
*знание основных различий систем французского и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
* знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
* распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах, говорящих на французском языке;
* знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
* знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
* представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
* понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция:
* умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
* умение сравнивать языковые явления родного и французского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
* владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
* умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
* готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
* умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
* владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-мотивационной сфере:
* представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
* достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями французского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
* представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, само-реализации и социальной адаптации; *приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на французском языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
Г. В эстетической сфере:
* владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на французском языке;
* стремление к знакомству с образцами художественного творчества на французском языке и средствами французского языка;
* развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
* умение рационально планировать свой учебный труд; умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
*стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и стран французского языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
— знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
— сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на французском языке, их символике и культурном наследии;
— знанием употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: традиций (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространённых образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
— знанием некоторых образцов художественной литературы (авторы, герои, события) на французском языке;— представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
— умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику), принятые в странах, говорящих на французском языке;
— умениями представлять родную страну и культуру на французском языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
Совершенствуются умения:
— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
— использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
— прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
— догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
— использовать синонимы, антонимы, описание понятий при дефиците языковых средств.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формируются и совершенствуются умения:
— работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание вторичного текста по аналогии, заполнение таблиц;
— работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
— работать с разными источниками на французском языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами,литературой; — планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
•самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
•формируются и совершенствуются умения:
•находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
•семантизировать слова на основе языковой догадки;
•осуществлять словообразовательный анализ слов;
•выборочно использовать перевод;
•пользоваться двуязычным и толковым словарями;
•участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Формы и средства контроля
Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма (4 контрольные работы в год и итоговый лексико-грамматический тест).
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются , не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий.
Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков. Важным является использование заданий, направленных на контроль способности и готовности обучаемых к общению на иностранном языке в различных ситуациях. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов и контрольных работ, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение; завершение/окончание; замена/подстановка; трансформация; ответ на вопрос; перефразирование; перевод; клоуз-процедура и т.д. В тесты и контрольные работы, используемые для промежуточного и итогового контроля, необходимо включать для проверки продуктивных умений такие задания, при выполнении которых обучаемые становятся участниками иноязычного общения. Это могут быть ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.