Технология адаптивной системы обучения в школе глухих.
Федорова Вера Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2 слайд. Мы живем в современном информационном обществе, необходимость новых знаний, информационной грамотности , умения самостоятельно получать знания, способствовала возникновению нового вида образования – инновационного
3 слайд. Цель адаптивной школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
4 слайд. Все начинается с изучения ученика. В зависимости от психосоциотипа человек по – разному воспринимает информацию, мыслит и принимает решения. Именно поэтому ученики отдают предпочтения разным стилям обучения и общения.
5 слайд. Движущая сила деятельности - мотив, поэтому их тоже необходимо изучать и знать. Это следующий этап на пути внедрения инновационных образовательных технологий. Цель разноуровневого обучения - обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником.
6-7-8 слайд. В структуре уровневой дифференциации по обучению выделяют три уровня.
1 уровень (базовый) предполагает воспроизведение и запоминание содержание изученного материала.
Ученик этого уровня должен уметь показывать, называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать.
2 уровень (программный) включает организацию практических действий: применение знаний в знакомой ситуации и по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе алгоритма.
и по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе алгоритма и схемы..
Ученик должен уметь объяснять, составлять что – то по определенной схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила
3 уровень (продвинутый) предлагает применение знаний в незнакомой ситуации. Ученик должен уметь составлять устный и письменный ответы на проблемный вопрос, высказывать суждения, выделять существенные признаки, анализировать информацию, приводить собственные примеры и давать обоснование своей оценки.
9 слайд. Требования к составлению разноуровневых заданий
1.Задания должны быть направлены на совершение какого-либо действия, выполнение которого учитель мог бы проконтролировать ( подчеркни, обведи, впиши, допиши..).
2. В карточках с разноуровневыми заданиями должны быть предугаданы возможности затруднения ученика и должны быть предоставлена помощь по их преодолению ( в форме подсказок, разъяснений, ссылок на литературу..)
3. В карточке обязательно должна быть предусмотрена самопроверка в явной или скрытой форме.
4. Задания должны соответствовать уровню сложности.
10 слайд. Достоинства урока: каждый ученик добывает знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знания в зоне своего ближайшего развития;
знания, добытые самостоятельно, более глубоко усваиваются учеником;
растет мотивация ученика и, следовательно интерес к предмету;
ни один ученик не получит на уроке «2» (если задания составлены правильно, то справиться с ними должен каждый ученик);
присутствие (самопроверки) на каждом этапе урока;
рост познавательной активности, стремление ученика на более высокий уровень;
рост знаний и умений учащихся ; рост профессиональной компетенции учителя;
и как следствие, ученик и учитель получают удовольствие от образовательного процесса.
11 слайд Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
- при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
- при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
- когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
- у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
- редко проводятся самостоятельные работы;
- ученики почти не работают индивидуально;
- не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий. Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяется точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребёнка. Ребёнок же очень часто оказывается не включённым в учебную деятельность, а усваивать новое, всегда сложней, если не участвуешь в процессе. В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя «заполняет всё пространство урока», почти не оставляя место для проявления учеником собственной активности, с другой – как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика.
Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.
12 слайд Задачи адаптивной системы обучения– обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.
Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель…
- управляет самостоятельной работой всех учащихся;
- работает с каждым учеником индивидуально;
- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
13 слайд Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.;
Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.
14 слайд 2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.
Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы.
15 слайд 1. Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
16 слайд 2. Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
17 слайд 3. Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.
Используя адаптивную технологию, мы обучаем учащихся приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развиваем и совершенствуем умения самостоятельно работая, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.