СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Появление предметной и игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отличие от простого манипулирования окружающими предметами в младенческом возрасте, в раннем возрасте действия и способы обращения ребёнка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Появление предметной и игровой деятельности»

Семенова Ирина Александровна,

воспитатель

Свердловская область, город Каменск-Уральский



ПОЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от простого манипулирования окружающими предметами, которое характерно для детей младенческого возраста, в раннем возрасте действия и способы обращения ребёнка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни.

Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети усваивают на втором году жизни. Формируется предметная деятельность. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми пользуется ребёнок.

В отличие от младенца, ребёнка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец просто манипулирует новой вещью, то ребёнок двух – трёх лет прежде всего приступает к внимательному изучению, выясняет функциональное назначение вещи, задаёт окружающим вопрос «что это?» и только потом использует вещь в своей практической деятельности.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трёх типов: игра-исследование, игра-конструирование, ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребёнка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Начиная с возраста около двух лет, дети стремятся играть друг с другом. Однако двухлетние дети ещё не в состоянии играть вместе в игры с правилами. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Сюжетно-ролевую игру, с функциональной точки зрения, можно рассматривать как подготовку ребёнка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В раннем возрасте у ребёнка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании и других видах творческой деятельности. Мы называем их произвольными, так как они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребёнка вне зависимости от внешних обстоятельств.

Произвольные действия – это целенаправленные действия, так как они регулируются определённой целью. Целенаправленные действия детей раннего возраста неустойчивы. Начав их выполнять с определённой целью, ребёнок довольно скоро теряет её из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

Развитие подражания как механизма научения в раннем возрасте.

В первый год ребёнок может подражать увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным движениям.

На втором году возникает способность детей к отсроченному подражанию: они могут повторять то, что видели некоторое время назад. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребёнка.

На третьем году жизни наблюдаются признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. В трёхлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, оно управляется определённой целью, которую ребёнок ставит перед собой.

Список литературы

1. Р. С. Немов Психология образования – М., 2001.

2. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002.

3. Д. Б. Эльконин Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001.