СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поклон Вам низкий, женщины войны!

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция, посвященнай роли женщины в Великой Отечественной войне. В основу композиции положены воспоминания женщин различных родов войск: летчиц, зенитчиц, медиков и др.

Просмотр содержимого документа
«Поклон Вам низкий, женщины войны!»

Поклон вам низкий, женщины войны!

Сценарий литературно-музыкальной композиции.


Открывает мероприятие 10 «Б»

Звучит запись песни «Синий платочек» (постепенно затихая), внезапно прерывается звуками взрывов, стрельбы, рёва самолётов.


Кудри-букли, шифоновый шарфик,
Креп-жоржет и фонарик-рукав.
Кто мог знать, что война будет завтра?
Ну не верилось в это никак...

Юбка-клёш, называется "Солнце",
Танцевать в ней хотелось всю ночь.
Только мама сидит у оконца,
Поджидая красавицу-дочь.

Белый танец, петлицы курсанта,
В вальсе кружишься, счастья полна.
Но в 12 пробили куранты...
А наутро была уж война.

Ведущий: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Путь к победе был труден и долог. 4 года войны. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.


Креп-жоржет на шинель ты сменила,
И судьбой твоей стала война.
Боже мой, как давно это было,
Наступила Победы Весна.

И майор тебе машет рукою,
Неужели тот самый курсант?
Вспоминал каждый раз перед боем
Кудри-букли, шифоновый бант.

Белый танец в далёком Берлине,
Сквозь года вспоминается вновь...
Мы в долгу навсегда перед ними
За Победу, за Жизнь, за Любовь!


Ведущий: 1418 дней беспримерного народного подвига. Ведь факт остаётся фактом: пока наши союзники медлили с открытием второго фронта в Европе, они, наши женщины в первый же день войны открыли его у себя дома.


Ведущий: Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и на фермах, открыли на всю глубину воюющего тыла и фронта.


Ведущий: Женщина на войне – уже подвиг. Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля и свершённого в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сберёгшей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку, 
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.


Ведущий: Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых-тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.


Ведущий: У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: “Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его…»


Она при встрече людям говорила:
- Какие ж были у меня дела…
Я никогда в разведку не ходила
И самолеты в небо не вела.

Я в жизни подвигов не совершила,
Жила, как все, в простой семье своей,
Я просто мыла, стряпала и шила,
Да вот еще растила сыновей…

А сыновья ее шептали имя,
Идя родную землю защищать.
И шла она незримо вместе с ними,
Совсем седая, ласковая мать.

В платке цветном встречала за оградой,
Рассматривала молча ордена…
И каждою сыновнею наградой
Она сама была награждена.


Блок «Из воспоминаний»

1. «Исключительную самоотверженность и бесстрашие проявили девушки-санинструкторы из санитарного взвода. Где-то позади меня Валентина Мельник выносила и укрывала в безопасное место раненых. В полку ее все называли Чайка, возможно, из-за того, что она мечтала о море.

На самом трудном участке Валентина за день вынесла с поля боя двадцать шесть раненых солдат, а также приволокла насмерть перепуганного фашистского ефрейтора. Это можно было бы посчитать легендой, если бы не пожелтевшая от времени дивизионная газета с подробным описанием такого случая. Не однажды ходила Валентина на задания с разведчиками.

Как-то уже после войны я заболела, обратилась к врачу, сделали мне электрокардиограмму и спрашивают:

- Вы когда перенесли инфаркт?

- Какой инфаркт?

- У вас сердце в рубцах.

А эти рубцы с войны, с курской битвы, остались на всю жизнь.


2. «Уходит время, слабеет память, но разве забудешь 1942 год, правый берег Волги у Сталинграда?

Город окутывали черные тучи дыма, пепла, пыли, ночью над ним стояло зловещее зарево пожарищ. Плывет горящая нефть по Волге — возле речного вокзала разбило баржу. Оттуда же на связанных бревнах добираются раненые. Их вылавливают санитарные посты и направляют в наш 78-й отдельный медсанбат.

...На операционном столе — человек, укрытый простынью. Большая потеря крови. Пульс едва прощупывается. Вместо ног — кровавые култышки.

Срочно стали готовиться к операции. Раненый тем временем пришел в себя, открыл глаза и шепотом — сколько у него был сил — запел: «Как много девушек хороших,— передохнул и дальше,— как много ласковых имен...»

Мы не выдержали. Стоим, готовые начать операцию, и плачем. А он увидел наши слезы и успокаивает:

— Не плачьте, дорогие. Я поправлюсь и без ног буду защищать Сталинград. Руками. Зубами. Но победа будет нашей...

Через операционную проходило до 110—120 раненых в сутки. Отдых у нас был короткий, спали по 3—4 часа в сутки, а иногда и того меньше.»


Песня «Милосердие»


3. "Лежит на траве Аня Кабурова... Наша связистка. Она умирает - пуля попала в сердце. В это время над нами пролетает клин журавлей. Все подняли головы к небу, и она открыла глаза. Посмотрела: "Как жаль, девочки". Потом помолчала и улыбнулась нам: "Девочки, неужели я умру?" В это время бежит наш почтальон, наша Клава, она кричит: "Не умирай! Не умирай! Тебе письмо из дома..." Аня не закрывает глаза, она ждет... Наша Клава села возле нее, распечатала конверт. Письмо от мамы: "Дорогая моя, любимая доченька..." Возле меня стоит врач, он говорит: "Это - чудо. Чудо!! Она живет вопреки всем законам медицины..." Дочитали письмо... И только тогда Аня закрыла глаза..."


Инсценировка:

Две девушки, укрывшись одной шинелью:

Зинка:

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет!

(уходит задумавшись)


Юлька:

Отогрелись мы еле-еле

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Звучит фонограмма - автоматная очередь


Мы не ждали посмертной славы:

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?


На фоне песни «Давай за жизнь» (в исполнении «Любэ») продолжает читать стихотворение:

Ее тело своей шинелью

укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

..Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала?!

(Ю.Друнина)


4. "Первая медаль "За отвагу"... Начался бой. Огонь шквальный. Солдаты залегли. Команда: "Вперед! За Родину!", а они лежат. Опять команда, опять лежат. Я сняла шапку, чтобы видели: девчонка поднялась... И они все встали, и мы пошли в бой..."



Ведущий: Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за свою отчизну в военно-воздушных силах. Немецкие ассы прозвали их «ночными ведьмами», французские коллеги галантно – «ночными колдуньями».


5. ...Каждую ночь боевые экипажи вылетают на цель. Вспыхивают лучи прожекторов, они шарят по небу, лучи сближаются, и вот самолет пойман. Штурмана и летчика ослепляет нестерпимый свет... Бьют зенитки. Хочется уйти вверх, вниз, но... перегруженный бомбами самолет идет с мизерной скоростью 60 - 100 км/час, в зависимости от скорости встречного ветра. Томительно тянется время. Иногда по 10 минут не удается уйти от прожектора. И это на высоте всего нескольких сотен метров. Выше мы обычно не летали: от нас требовалась особая точность бомбометания. В некоторые ночи экипажи успевали сделать по 8 - 10 боевых вылетов. Бывало и так, что на глазах летчика над целью гибли боевые подруги. Их самолеты, сбитые зенитным огнем или ночным истребителем, обычно загорались в воздухе и огненным факелом падали на землю... А ты возвращаешься домой, тебе подвешивают бомбы, и ты летишь снова на эту цель...


Ведущий: За каждый сбитый «рус-фанер» (У-2 и Пе -2), на которых русские девушки бомбили фашистов, Гитлер награждал своих доблестных солдат «Железным Крестом». Большинству летчиц не было и 20 лет.


Видео-ролик «Ночные ведьмы»


Ведущий: Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов.


6: Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

Два Вечера

Мы стояли у Москвы-реки,

Теплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки

На меня ты странно посмотрел --

Так порою на чужих глядят.

Посмотрел и -- улыбнулся мне:

-- Ну какой же из тебя

Солдат?

Как была ты, право,

На войне?

Неужель спала ты на снегу,

Автомат пристроив в головах?

Я тебя

Представить не могу

В стоптанных солдатских сапогах!..


Я же вечер вспомнила другой:

Минометы били,

Падал снег.

И сказал мне тихо

Дорогой,

На тебя похожий человек:

-- Вот лежим и мерзнем на снегу,

Будто и не жили в городах...

Я тебя представить не могу

В туфлях на высоких каблуках...


7. Она заслонила от осколка мины любимого человека. Осколки летят - это какие-то доли секунды... Как она успела? Она спасла лейтенанта Петю Бойчевского, она его любила. И он остался жить. Через тридцать лет Петя Бойчевский приехал из Краснодара и нашел меня на нашей фронтовой встрече, и все это мне рассказал. Мы съездили с ним в Борисов и разыскали ту поляну, где Тоня погибла. Он взял землю с ее могилы... Нес и целовал... Было нас пять, конаковских девчонок... А одна я вернулась к маме..."


Казакова Валерия стихотворение, посвященное маме


Ведущий: Женская доля... Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта.


Ведущий: Это они заменили своих мужей, отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков.


Ведущий: На фронтах и в тылу, с винтовкой в руках и у станков на заводах, с красным крестом на белой повязке и за рулём грузового автомобиля, с рацией за спиной и за плугом в поле приближали они нашу победу.


Ведущий: Плечом к плечу с мужчинами боролись и погибали те, кому природой завещано быть матерями и жёнами, беречь и хранить семейный очаг. И в этом – страшная правда и ужас войны.


Стойкость жен, матерей в тылу
Многословием не разносилось.
Детство знало одну игру:
Все героями стать стремились.

Шили, пряли, вязали носки.
За станком, за рулем или в поле.
Точно в срок выдавали станки
Блок снарядов, пропитанных болью.

Не понять, не постичь, не сломить
Русских женщин святой РОССИИ.
ЕЕ подвиг нельзя забыть.
В ЕЕ СТОЙКОСТИ ДУХА - СИЛА!


Ведущий: Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать... ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин... И может быть не дождаться...


Песня «Темная ночь»


Ведущий. Но, пожалуй, одна из самых трагических и самых волнующих страниц посвящена солдатским матерям. Это они собственными руками собирали в дорогу своих сыновей и дочерей, они писали на фронт, что дома все хорошо, в то время как сами сутками работали в поле или на заводе, полуголодные и усталые, это они со страхом и надеждой ждали почтальонов. Но для многих матерей вести, принесенные почтой, были страшными.


Видео-клип «Баллада о матери»


Ведущий: Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.


Ведущий. Женщина! Свято имя твоё! Свят твой подвиг во имя свободы и жизни! И пусть никогда больше не придётся тебе защищать с оружием в руках родную землю, провожать на войну сыновей и мужей, отцов и братьев. Пусть голубеет над тобою чистое небо и счастливо и безмятежно растут твои дети!


Поклон вам низкий, женщины войны!
Медсестры, жены, матери, солдаты…
За то, что вам сейчас, как и когда-то
Тревожные ночами снятся сны.

За то, что вам неведом был покой,
С улыбкой и бинтами в арсенале,
Солдат на ратный подвиг вдохновляли,
И с ними вместе шли на смертный бой…

В тылу трудились тоже по-мужски,
В две смены! На износ! А вечерами,
От голода ослабшими руками
На фронт вязали теплые носки…

Поклон вам низкий, женщины войны!