СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Д.Покормите птиц зимой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок экологии на тему "Как помочь птицам зимой". Дети, вам интересно и весело зимой. А как  живут птицы зимой? 

Просмотр содержимого документа
«С.Д.Покормите птиц зимой.»

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ №10 Донецкой области

КЛАССНЫЙ ЧАС

«пОКОРМИТЕ ПТИЦ

З И М О Й»

Кришун

Светлана Дмитриевна

Учитель начальныхх классов



г. Горловка - 2012

Классный час

Тема: "Как помочь птицам зимой"

Цели урока: расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе, познакомить с условиями жизни птиц зимой, убеждать детей в необхо- димости оказания помощи птицам зимой, побудить к изготовлению кормушек и ежедневной подкормке птиц; воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей, развивать устную речь.

Оборудование: аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, презентация “Как помочь птицам зимой?”, картинки «Чем кормить птиц», образцы кормушек, картинки Мудрой Совы и Муравьишки Вопросика, картинки зимующих птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдет ребятам впрок, Очень важный наш урок.

II. Повторение изученного.

– Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы. – Кто знает стихи о зиме? – Назовите характерные признаки зимы. – А вам нравится зима? Чем? – Какие песни о зиме знаете? Пропойте их. – А теперь послушаем музыку П. Чайковского.(звучит аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, дети читают стихи о зиме) (Презентация слайд 2, 3)

А теперь, вспоминая приметы зимы, поиграем в игру “Снежок, остановись”. (дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)

III. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание. (Презентация слайд 4)

(Учитель читает загадки)

1. Одеяло белое не руками сделано, Не ткалось и кроилось, С неба на землю свалилось. (снег)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (лёд)

3. Какой это мастер на стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз.(мороз)

4. Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой.(лыжи)

5. Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает ... (снеговик) – Дети, вам интересно и весело зимой. А как живут животные зимой? (Рассказы детей из изученного материала) – Кому же зимой труднее всех?(Птицам) – Почему?(Ответы детей)

V. Сообщение темы и целей урока.

- Наш классный час сегодня будет посвящен птицам зимующим. Мы поговорим о том, как им тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни. Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных? В этом нам помогут разобраться наши друзья – птицы.

- Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Но некоторые птицы, зимующие, живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. Зима, правда, поменяла их вкусы. Летом одними насекомыми питались, а теперь все больше семенами да ягодами морожеными. А есть и такие, которые умудряются в морозы добывать мелких насекомых и их личинок из щелей коры и ветвей.

- Посмотрите, чем кормятся птицы зимой. Здесь рябинка и шиповничек, семена ясеня и клена, шишки ели и сосны. - Да, ребята, зимой птицам приходится соблюдать «строгую диету».

(Учитель читает загадки)

1. Маленький мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)

2. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

3. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – … (снегири)

- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие. (Слайд 5.)

V. Работа по новой теме.

1. Вступительная беседа “ Как живётся птицам зимой?”

- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)

- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)

- Что главное в кормушке? (Корм.)

- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)

Да,голодно птицам зимой. Они больше страдают от бескормицы, чем от холода. А помочь им может каждый.

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды.

Для чижей и чечёток любимый корм – семена берёзы. Их можно собрать в мешочки и хранить в сухом месте.

Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.

Хорошим кормом для птиц являются семена сорняков: лебеды, конского щавеля.

Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

(дети читают с доски плакат:

Нам не унять метели, не растопить снега, но чтобы птицы пели – это в наших руках.)

Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.

А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения о зимующих птицах.

(заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения о зимующих птицах)

(Слайд 6.)

Воробьи – дерзкие, славные и умные птицы, которые живут даже в шумных городах и на севере и на юге рядом с человеком. В отличие от многих птиц они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге.

- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы.

- В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода – грузовая конная повозка. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Чуть живой, не чирикает даже, Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней. И дрожит он над зернышком бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным От того, что так трудно ему.

- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)

- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)

- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.

(Слайд 7)

Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Зимой синицы временами сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитания в садах. - Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.

- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.

- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встре -чает зимних гостей.

(Слайд 8)

Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.

(Слайд 10)

Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой, у самочек наряд более скромный. Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки.)

Дятлы. В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.

Физминутка.

Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И скорей за парту - плюх!

Игра “Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке.)

2. Работа по картинке «У кормушки»



Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (кормушка)

Кто прилетел к кормушке? У кого дома есть кормушки, и какие птицы прилетают к вашим кормушкам? Из чего можно сделать кормушки для птиц? Расскажите об этом. (Слайд 11, 12)

3. Закрепление. Советы орнитолога.

- Давайте послушаем советы орнитолога. Орнитология – раздел по зоологии, изучаю- щий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).

1 учащийся: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву. 2 учащийся: Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к

нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

3 учащийся: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.

4 учащийся: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.

4. Игра-упражнение “Закончи предложения” Зимой солнце греет меньше, чем … Летом идут дожди, а зимой … Зимой берёза, липа стоят без … Снегири, синицы, воробьи – это птицы … Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас … Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …

5. Работа с картинками: чем кормить птиц, какие бывают кормушки



VIII. Итог урока.

Дети читают стихи:

Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: В её конуре такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда им будет легко пережить холода. Е.Благинина

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам. “Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”. Ю.Синицын

Поделитесь с птицами едой, Накрошите хлеба им на блюдце. Пусть они под вьюжною бедой Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой, Чтоб они, как только снег растает, Пронеслись над полою водой До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой, малыми друзьями, земляками, Если дорожите дружбой той И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой, И они отплатят доброй песней. Ну а с песней жить то интересней, До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

ІХ. Оценка работы учащихся.

Х. Вручение закладок. - А на память о нашем классном часе я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!». А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.

Учитель начальных классов ОШ № 10

Кришун Светлана Дмитриевна