ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ №10 Донецкой области
КЛАССНЫЙ ЧАС
«пОКОРМИТЕ ПТИЦ
З И М О Й»
Кришун
Светлана Дмитриевна
Учитель начальныхх классов
г. Горловка - 2012
Классный час
Тема: "Как помочь птицам зимой"
Цели урока: расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе, познакомить с условиями жизни птиц зимой, убеждать детей в необхо- димости оказания помощи птицам зимой, побудить к изготовлению кормушек и ежедневной подкормке птиц; воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей, развивать устную речь.
Оборудование: аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, презентация “Как помочь птицам зимой?”, картинки «Чем кормить птиц», образцы кормушек, картинки Мудрой Совы и Муравьишки Вопросика, картинки зимующих птиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдет ребятам впрок, Очень важный наш урок.
II. Повторение изученного.
– Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы. – Кто знает стихи о зиме? – Назовите характерные признаки зимы. – А вам нравится зима? Чем? – Какие песни о зиме знаете? Пропойте их. – А теперь послушаем музыку П. Чайковского.(звучит аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, дети читают стихи о зиме) (Презентация слайд 2, 3)
А теперь, вспоминая приметы зимы, поиграем в игру “Снежок, остановись”. (дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)
III. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание. (Презентация слайд 4)
(Учитель читает загадки)
1. Одеяло белое не руками сделано, Не ткалось и кроилось, С неба на землю свалилось. (снег)
2. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (лёд)
3. Какой это мастер на стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз.(мороз)
4. Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой.(лыжи)
5. Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает ... (снеговик) – Дети, вам интересно и весело зимой. А как живут животные зимой? (Рассказы детей из изученного материала) – Кому же зимой труднее всех?(Птицам) – Почему?(Ответы детей)
V. Сообщение темы и целей урока.
- Наш классный час сегодня будет посвящен птицам зимующим. Мы поговорим о том, как им тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни. Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных? В этом нам помогут разобраться наши друзья – птицы.
- Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Но некоторые птицы, зимующие, живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. Зима, правда, поменяла их вкусы. Летом одними насекомыми питались, а теперь все больше семенами да ягодами морожеными. А есть и такие, которые умудряются в морозы добывать мелких насекомых и их личинок из щелей коры и ветвей.
- Посмотрите, чем кормятся птицы зимой. Здесь рябинка и шиповничек, семена ясеня и клена, шишки ели и сосны. - Да, ребята, зимой птицам приходится соблюдать «строгую диету».
(Учитель читает загадки)
1. Маленький мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)
2. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
3. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – … (снегири)
- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие. (Слайд 5.)
V. Работа по новой теме.
1. Вступительная беседа “ Как живётся птицам зимой?”
- Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
Да,голодно птицам зимой. Они больше страдают от бескормицы, чем от холода. А помочь им может каждый.
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды.
Для чижей и чечёток любимый корм – семена берёзы. Их можно собрать в мешочки и хранить в сухом месте.
Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.
Хорошим кормом для птиц являются семена сорняков: лебеды, конского щавеля.
Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.
(дети читают с доски плакат:
Нам не унять метели, не растопить снега, но чтобы птицы пели – это в наших руках.)
Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.
А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения о зимующих птицах.
(заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения о зимующих птицах)
(Слайд 6.)
Воробьи – дерзкие, славные и умные птицы, которые живут даже в шумных городах и на севере и на юге рядом с человеком. В отличие от многих птиц они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге.
- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы.
- В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода – грузовая конная повозка. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Чуть живой, не чирикает даже, Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней. И дрожит он над зернышком бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным От того, что так трудно ему.
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)
- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
(Слайд 7)
Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Зимой синицы временами сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитания в садах. - Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.
- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.
- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встре -чает зимних гостей.
(Слайд 8)
Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.
(Слайд 10)
Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой, у самочек наряд более скромный. Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки.)
Дятлы. В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.
Физминутка.
Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И скорей за парту - плюх!
Игра “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке.)
2. Работа по картинке «У кормушки»
Что за стол среди берёз под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (кормушка)
Кто прилетел к кормушке? У кого дома есть кормушки, и какие птицы прилетают к вашим кормушкам? Из чего можно сделать кормушки для птиц? Расскажите об этом. (Слайд 11, 12)
3. Закрепление. Советы орнитолога.
- Давайте послушаем советы орнитолога. Орнитология – раздел по зоологии, изучаю- щий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).
1 учащийся: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву. 2 учащийся: Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к
нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.
3 учащийся: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
4 учащийся: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.
4. Игра-упражнение “Закончи предложения” Зимой солнце греет меньше, чем … Летом идут дожди, а зимой … Зимой берёза, липа стоят без … Снегири, синицы, воробьи – это птицы … Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас … Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …
5. Работа с картинками: чем кормить птиц, какие бывают кормушки
VIII. Итог урока.
Дети читают стихи:
Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: В её конуре такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда им будет легко пережить холода. Е.Благинина
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам. “Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”. Ю.Синицын
Поделитесь с птицами едой, Накрошите хлеба им на блюдце. Пусть они под вьюжною бедой Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой, Чтоб они, как только снег растает, Пронеслись над полою водой До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой, малыми друзьями, земляками, Если дорожите дружбой той И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой, И они отплатят доброй песней. Ну а с песней жить то интересней, До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
ІХ. Оценка работы учащихся.
Х. Вручение закладок. - А на память о нашем классном часе я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!». А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.
Учитель начальных классов ОШ № 10
Кришун Светлана Дмитриевна