СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политические и правовые учения Древнего Рима

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Политические и правовые учения Древнего Рима. Основы современного права.

Просмотр содержимого документа
«Политические и правовые учения Древнего Рима»

 Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля     Тема: « Политические и правовые учения Древнего Рима»   Составитель: Восканян А.Н.

Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля Тема: « Политические и правовые учения Древнего Рима» Составитель: Восканян А.Н.

  ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА 1. Общая характеристика политико-правовых учений Древнего Рима 2. Цицерон о государстве и праве

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

  • 1. Общая характеристика политико-правовых учений Древнего Рима
  • 2. Цицерон о государстве и праве
Вопросы на семинарское занятие: 1. Политико-правовые воззрения римских стоиков. 2. Политико-правовые взгляды римских юристов.

Вопросы на семинарское занятие:

  • 1. Политико-правовые воззрения римских стоиков.
  • 2. Политико-правовые взгляды римских юристов.
ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕГО РИМА: 1. Царский Рим  (754 – 510 гг. до н.э.); 2. Республиканский Рим  (509 – 28 гг. до н.э.); 3. Императорский Рим  (27г. до н.э. – 476 г.).

ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕГО РИМА:

  • 1. Царский Рим (754 – 510 гг. до н.э.);
  • 2. Республиканский Рим (509 – 28 гг. до н.э.);
  • 3. Императорский Рим (27г. до н.э. – 476 г.).
Политико-правовые институты и воззрения развивались в Древнем Риме в условиях острой борьбы между различными слоями населения : 1) патрициями и плебеями; 2) нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими; 3) оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов); 4) свободными и робами.

Политико-правовые институты и воззрения развивались в Древнем Риме в условиях острой борьбы между различными слоями населения :

  • 1) патрициями и плебеями;
  • 2) нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими;
  • 3) оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов);
  • 4) свободными и робами.
На формирование политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали влияние: 1. Борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями. 2. Влияние древнегреческих концепций на древнеримскую политико-правовую мысль. 3. Появление христианства.

На формирование политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали влияние:

  • 1. Борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями.
  • 2. Влияние древнегреческих концепций на древнеримскую политико-правовую мысль.
  • 3. Появление христианства.
Результаты борьбы плебеев за уравнение своего положения с патрициями: 1) плебеи были включены в состав «римского народа», разделенного на пять разделов по имущественному признаку; 2) был обеспечен перевес богатых в управлении государством; 3) плебеи получили право на участие в народном собрании и на долю от общественной собственности, но не были уравнены в правах с патрициями; 4) учреждена должность плебейского (народного) трибуна.

Результаты борьбы плебеев за уравнение своего положения с патрициями:

  • 1) плебеи были включены в состав «римского народа», разделенного на пять разделов по имущественному признаку;
  • 2) был обеспечен перевес богатых в управлении государством;
  • 3) плебеи получили право на участие в народном собрании и на долю от общественной собственности, но не были уравнены в правах с патрициями;
  • 4) учреждена должность плебейского (народного) трибуна.
Влияние древнегреческих концепций проявилось: 1) в учении о политике и политической справедливости; 2) в учениях о формах государства; 3) в учениях о «смешанной» форме правления.

Влияние древнегреческих концепций проявилось:

  • 1) в учении о политике и политической справедливости;
  • 2) в учениях о формах государства;
  • 3) в учениях о «смешанной» форме правления.
Социально-историческая и политическая реальность Рима: 1) высокое развитие отношений частной собственности и права; 2) кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии; 3) превращение Рима в мировую державу; 4) переход от республики к империи с единоличной властью; 5) кризис рабского труда.

Социально-историческая и политическая реальность Рима:

  • 1) высокое развитие отношений частной собственности и права;
  • 2) кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии;
  • 3) превращение Рима в мировую державу;
  • 4) переход от республики к империи с единоличной властью;
  • 5) кризис рабского труда.
Появление христианства 1) идея всеобщего равенства и свободы людей; 2) отказ от частной собственности; 3) отказ от деления людей на свободных и рабов, богатых и бедных; 4) принцип всеобщей обязанности трудиться.

Появление христианства

  • 1) идея всеобщего равенства и свободы людей;
  • 2) отказ от частной собственности;
  • 3) отказ от деления людей на свободных и рабов, богатых и бедных;
  • 4) принцип всеобщей обязанности трудиться.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН  (106-43 гг. до н.э.) Основные работы: «О государстве»,  «О законах».
  • МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 гг. до н.э.)
  • Основные работы: «О государстве», «О законах».
О ГОСУДАРСТВЕ 1. «Государство – это дело, достояние народа, но народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». 2. Причина происхождения государства заключается во врожденной потребности людей жить вместе и в необходимости охранять свою собственность .

О ГОСУДАРСТВЕ

  • 1. «Государство – это дело, достояние народа, но народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
  • 2. Причина происхождения государства заключается во врожденной потребности людей жить вместе и в необходимости охранять свою собственность .
Простые формы государственного устройства 1.Царская власть 2. Власть оптиматов (аристократия) 3. Народная власть (демократия)

Простые формы государственного устройства

  • 1.Царская власть
  • 2. Власть оптиматов (аристократия)
  • 3. Народная власть (демократия)
Основной порок простых форм государства состоит в том, что все они неизбежно , в силу присущей им односторонности, находятся на «обрывистом и скользком пути».  Так, например, царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Полновластие народа так же приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.
  • Основной порок простых форм государства состоит в том, что все они неизбежно , в силу присущей им односторонности, находятся на «обрывистом и скользком пути».
  • Так, например, царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Полновластие народа так же приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.
Эти переродившиеся виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются формами государства, поскольку в них отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
  • Эти переродившиеся виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются формами государства, поскольку в них отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Преодолеть такое вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего (смешенного) вида государственного устройства , образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. Аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов.
  • Преодолеть такое вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего (смешенного) вида государственного устройства , образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.
  • Аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов.
Необходимо добиваться «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». Цицерон  Подчеркивал опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступал за их взаимное равновесие.
  • Необходимо добиваться «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». Цицерон
  • Подчеркивал опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступал за их взаимное равновесие.
Свою концепцию смешанной формы государства Цицерон противопоставлял проектам идеального государства Платона в силу того, что считал последние реально не осуществимыми. При этом, необходимо отметить, что реальность своего смешенного государственного строя Цицерон видел скорее в прошлом , чем в настоящем, так как в его время политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти.
  • Свою концепцию смешанной формы государства Цицерон противопоставлял проектам идеального государства Платона в силу того, что считал последние реально не осуществимыми. При этом, необходимо отметить, что реальность своего смешенного государственного строя Цицерон видел скорее в прошлом , чем в настоящем, так как в его время политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти.
Идеи Цицерона об «общем благе» и «согласовании» относились исключительно к свободным людям, но не к рабам. Рабство , по его мнению, обусловлено самой природой , которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.
  • Идеи Цицерона об «общем благе» и «согласовании» относились исключительно к свободным людям, но не к рабам.
  • Рабство , по его мнению, обусловлено самой природой , которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.
Качества необходимые государственному деятелю: мудрость; справедливость; воздержанность; красноречие; осведомленность в учениях о государстве и праве. Все это позволит мудрому государственному деятелю видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий.

Качества необходимые государственному деятелю:

  • мудрость;
  • справедливость;
  • воздержанность;
  • красноречие;
  • осведомленность в учениях о государстве и праве. Все это позволит мудрому государственному деятелю видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий.
Обязанности идеального гражданина: следование познанию истины; следование справедливости; величие духа; благопристойность. Долг каждого гражданина защищать отечество в качестве воина.

Обязанности идеального гражданина:

  • следование познанию истины;
  • следование справедливости;
  • величие духа;
  • благопристойность.
  • Долг каждого гражданина защищать отечество в качестве воина.
В основе права лежит присущая природе справедливость, которая понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и собственно человеческой природы. Природе присущ разум, который и является подлинным источником и носителем естественного права.
  • В основе права лежит присущая природе справедливость, которая понимается Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и собственно человеческой природы.
  • Природе присущ разум, который и является подлинным источником и носителем естественного права.
  «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное , которое призывает к исполнению долга, приказывая ; запрещая, от преступления отпугивает … Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Цицерон

  • «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное , которое призывает к исполнению долга, приказывая ; запрещая, от преступления отпугивает … Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Цицерон
Основной принцип естественного права в том, что «оно воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. С этих позиций Цицерон отвергал такие акции как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
  • Основной принцип естественного права в том, что «оно воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
  • С этих позиций Цицерон отвергал такие акции как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
   Поскольку само государство, по мнению Цицерона, является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право, то человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.п.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости.

  • Поскольку само государство, по мнению Цицерона, является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право, то человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.п.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
  • Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
  • Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости.
Кроме этого, законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков. Большое внимание Цицерон уделял преамбуле к закону, так как последнему присуще и убеждение.
  • Кроме этого, законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков.
  • Большое внимание Цицерон уделял преамбуле к закону, так как последнему присуще и убеждение.