Конспект урока
Урок - мозговой штурм по теме «Политика московских князей Василия II Темного и Ивана III»
Цель урока: решение актуальных вопросов, связанных с правлением великих князей Московских Василия II и Ивана III.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование знаний обучающихся по периоду 2 четверти XV – начала XVI вв. Руси;
стимулирование творческой познавательной активности обучающихся;
оценить сформированность предметных и общеучебных умений.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма;
воспитание активной гражданской позиции;
воспитание чувства любви к своей истории и культуре.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы: частично- поисковый, практический, информационный, игровой, коллективного способа обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, экран, рабочие папки для каждой учащегося.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Н.М. Карамзин
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач занятия. Формирование групп. Выбор экспертов.
Время организационного момента – 5 минут.
Разминка:
Формирование актуальной проблемы. Разминка проводится фронтально со всей группой.
Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.
Время разминки – 5 - 10 минут.
Основной вопрос для разминки – какими путями шло объединение русских земель в правление указанных великих князей?
«Мозговой штурм»:
I этап.
Постановка актуальных вопросов темы.
1. Какие качества как политика, военачальника и личности были присущи Василию II Темному и Ивану III?
2. Почему Юрий Звенигородский (Галицкий) ждал несколько лет, а не выступил против своего внучатого племянника сразу после его вступления на престол? Какие преимущества были на его стороне?
3. Каковы были отношения Москвы и татар Улуг-Мухаммеда при Василии II?
4. Почему большая часть бояр после поражения Василия Темного с битве с Юрием Галицким пошли в Коломну к первому? Ведь Юрий Галицкий был братом Дмитрия Донского, то есть тоже являлся законным претендентом?
5. Как вы считаете можно ли оправдать действия князей, боровшихся друг с другом жестокими методами? Разбои, взятие в плен, ослепление, заговоры и предательства. Если по-вашему возможно, то ответ аргументируйте.
6. Великий Новгород был в составе Российского государства, тогда зачем понадобились походы Василия Темного и Ивана III против него?
7. Перечислите все причины складывания единого российского государства?
8. Какие взгляды на вассальные отношения были у новгородской верхушки (Марфа Борецкая и ее сыновья) и сторонников Ивана III?
9. Какие представления о великокняжеской власти и роли государя были у Ивана III? Перечислите основные отличия Ивана III и Василия II?
10. Что такое самодержавие, и какими признаками оно обладает?
11. Что помогло в достижении поставленных целей объединения русских земель Ивану Васильевичу?
12. В чем причины окончательного решения спора между иосифлянами и нестяжателями в пользу первых? Какие причины побудили Ивана пересмотреть свое завещание о престоле в пользу сына, а не внука?
Актуальный вопрос выбирается обучающимся из группы по его желанию. Можно один вопрос выбрать двум, трем обучающимся, но на этапе оценки и отбора они должны высказать единое мнение.
II этап.
Высказывание.
Эксперты на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи.
Педагогу лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), он в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.
Время основной сессии – 10 - 15 минут.
Заключительный этап:
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма вариантов ответов, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных ответов (наиболее полных и содержательных) награду (орден, медаль).
Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не на высоте, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.
Время заключительного этапа – 10 - 15 минут.