- Положение
- об индивидуальной воспитательной работе
с проблемными воспитанниками.
1. Общие положения.
1.1. Цель Положения: организация целенаправленной индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими отклонения в поведении или проблемы в обучении, предупреждение повторных нарушений.
1.2. Индивидуальная воспитательная работа с проблемными воспитанниками состоит из нескольких этапов, неразрывно связанных между собой:
- изучение особенностей воспитанников;
- создание условий для успешной адаптации воспитанников в детском доме и школе;
- организация педагогической помощи;
- организация социально-психологической помощи;
- организация медицинской помощи;
- организация свободного времени и досуга.
1.3. На основе Положения в группе разрабатывается план индивидуальной работы с проблемным воспитанником (Приложение 2).
1.4. Положение рассматривается на заседании Педагогического совета и утверждается приказом директора детского дома.
2. Этапы индивидуальной работы с проблемными воспитанниками.
1 этап. Изучение особенностей воспитанников.
Данный этап включает в себя:
1. Изучение вновь поступивших воспитанников. Знакомство с личными делами. Сбор и анализ полученной информации для использования в дальнейшей работе.
2. Выявление проблемных воспитанников путем систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности (Приложение 1). Выявление положительных и отрицательных качеств личности подростка. Установление характера педагогической запущенности.
3. Изучение интересов, склонностей и способностей воспитанников.
4. Выявление уровня воспитанности воспитанников. Изучение основных ценностных ориентиров.
5. Изучение положения подростка в окружающей микросреде (группа, класс, круг друзей).
6. Составление социально-педагогического паспорта группы по установленной форме (Приложение 3).
2 этап. Создание условий для успешной адаптации воспитанников.
1. Разработка и реализация плана адаптации для вновь прибывших детей.
2. Проведение мероприятий, способствующих:
- эффективности учебной деятельности;
- успешному усвоению норм поведения;
- успешности социальных контактов;
- эмоциональному благополучию.
Примечание: Схема наблюдения за адаптацией воспитанника отражена в Приложении 5.
3 этап. Организация педагогической помощи.
1. Ведение дневника индивидуальной работы с воспитанниками: фиксирование пробелов в знаниях, умениях и навыках, случаев отрицательного поведения, а также положительных сторон воспитанников (Приложение 4).
2. Установление и поддержание благоприятной атмосферы в группе.
3. Работа по формированию сплочённого коллектива группы.
4. Формирование положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Установление доверительных отношений с проблемными воспитанниками.
5. Создание ситуации востребованности (самореализации) проблемного ребёнка в группе и детском доме.
6. Опора в работе с проблемными воспитанниками на выигрышные стороны личности.
7. Выявление слабоуспевающих воспитанников, определение способов профилактики по предупреждению слабой успеваемости, определение мер устранения пробелов в знаниях и задолженностей. Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для воспитанников.
8. Оказание помощи в создании крепкого дееспособного Актива группы, умелое использование его помощи при проведении мероприятий воспитательного характера.
9. Оказание помощи в самовоспитании.
10. Создание в группе обстановки нетерпимости к правонарушениям. Прогнозирование возможной проблемной ситуации («не ждать, а предупреждать»).
11. Установление и поддержка систематических отношений и контактов с родственниками и друзьями проблемных воспитанников.
Примечание: Модель организации работы воспитателя с трудными подростками отражена в Приложении 6.
4 этап. Организация социально-психологической помощи.
1. Установление и поддержание благоприятного психологического климата в детском доме.
2. Разработка модели социально-психологического сопровождения.
3. Работа социального педагога и психолога.
4. Проведение мероприятий:
- направленных на обучение воспитанников межличностному общению;
- по профилактике конфликтных отношений.
5 этап. Организация медицинской помощи.
1. Проведение профилактической работы в тесном контакте с медицинской службой детского дома, а также с привлечением специалистов (беседы, лекции, просмотр и обсуждение фильмов, индивидуальные консультации, круглые столы, пресс-конференции и т.д.).
2. Проведение индивидуальных бесед по формированию здорового образа жизни, половому воспитанию и правилам гигиены.
3. Комплексная работа по укреплению здоровья.
6 этап. Организация свободного времени и досуга.
1. Вовлечение всех проблемных воспитанников с учетом их интересов, склонностей и возможностей в работу объединений дополнительного образования, поддержание связи с их руководителями.
2. Привлечение проблемных воспитанников к участию в культурно-массовой, спортивной и общественно-полезной работе, отмечая их успехи и достижения. Особое внимание уделять читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их.
3. Вовлечение в полезную (интересную для подростка) деятельность, побуждение к активной деятельности.
4. Создание объединений подростков, реализующих социально-полезные виды деятельности, заботящиеся об активном выборе своей жизненной позиции, удовлетворяющие потребность в общении, саморазвитии (или вовлечение воспитанников в такие объединения).
5. Поддержание тесной взаимосвязи с социально-культурными учреждениями района в работе с проблемными воспитанниками.
6. Обучение рациональной организации проведения свободного времени. Организация ненавязчивого контроля проведения свободного времени (установить, входят ли проблемные воспитанники в какие-либо группы, компании; направленность этих групп, характер их влияний на воспитанников).
7. Проведение в группах бесед по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.