Как родители могут помочь детям в выполнении домашнего задания?
Качественное выполнение домашнего задания ребёнка в общеобразовательной школе обычно контролируется родителями. И это правильно. При этом вызывает лёгкую растерянность домашнее задание по музыке. Часто слышишь от родителей фразы: «Я в этом ничего не понимаю», « Я ничем не могу помочь!» и т.д. Давайте вместе поразмышляем. Нужно ли вам профессиональное музыкальное образование, чтобы отличить хорошего певца-профессионала от безголосого дилетанта? Должны ли мы сначала получить театральное образование, прежде чем сможем оценить игру актёра? Разве мы не оцениваем таким же образом уровень специалистов по фигурному катанию, художников, поэтов? Именно этим мы и занимаемся постоянно: непрофессионалы дают оценку профессионалам!
Поэтому первый контроль на уровне: «хорошо - плохо», «нравится - не нравится» можно делать смело, без всякой подготовки. Конечно, вашего интуитивного ощущения ещё недостаточно, чтобы оказать ребёнку реальную помощь в выполнении домашнего задания, однако знайте, что кое-что вы и в этой сфере понимаете. Итак, не нужно думать, что вы ничего не понимаете и не сможете ничем помочь.
Второе: начните учиться музыке вместе с ребёнком. Сделайте это, даже если такая мысль на первый взгляд кажется вам дикой. Просто начните. Не надо проходить с ним всю программу музыкальной школы, достаточно пройти какое-то время самое начало пути, но именно вместе со своим ребёнком. Ходите вместе с ним на уроки, делайте то же, что задают ему. Ребенок будет видеть ваше увлечение, будет повышаться интерес к обучению. Это очень хороший повод для дополнительного общения с вашим же ребенком. Ничто на свете так не сближает людей, как совместная трудовая деятельность! Ваши отношения с детьми станут ещё ближе, у вас появится общая тема, которую вы оба осваиваете с нуля, на равных, вы становитесь как бы школьным другом. Посещая постоянно школьные концерты, осваивая даже самые азы музыкальной грамотности, вы будете уже по-другому относиться к звучащей академической музыке, будете иначе её слышать и точнее оценивать, научитесь получать от неё большее удовольствие.
Как же всё-таки нужно заниматься с ребёнком дома? Сначала, когда вы изучаете материал вместе, делайте и уроки по музыке совместно. Чуть позже, когда вы отстанете из-за ограничения по времени или вам надоест напрягаться, достаточно просто прочитать дневник и напомнить ребёнку несколько вещей:
Любую работу, не только за фортепиано, нужно научиться выполнять качественно. Это очень важный навык, которому учит музыкальная школа. Когда ваш ребёнок учит уроки, заданные в общеобразовательной школе, вы не можете знать, насколько глубоко он это делает: вы видите, что он сидит за столом. А вот чем заняты его мысли? Может, они очень далеки от предмета? У нас же всё очень хорошо можно слышать. Поиграть на пианино «просто так, для удовольствия» можно после выполнения работы. Сначала же, на свежую голову, надо чётко выполнить задание буквально по пунктам, обозначенным в дневнике. Вы можете даже не сидеть рядом, но, готовя на кухне обед или сидя за компьютером, вы всё равно улавливаете звуки и можете вмешиваться, если слышите, что началась уже не «работа», а «игра».
Имейте в виду, что ни один учитель музыкальной школы не приветствует во время работы игру произведения от начала до конца. Это не работа, это игра. А для работы берётся очень небольшой участок текста (чем он меньше, тем лучше, тем быстрее идёт процесс). Поэтому, если вы слышите звучащий большой эпизод музыки – смело можете сделать замечание на эту тему. Иногда мы даже берём в работу не весь такт, а часть его, то есть в звучании это займёт всего несколько секунд. Иногда работа ведётся на таком же маленьком участке, но только одной рукой и лишь после этого идёт соединение двумя. То есть, работа – это когда многократно проигрывается очень небольшой отрезок текста с целью решить в нём определённую задачу, добиться нужного звучания.
Нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок использовал в своей работе метроном. У детей из-за отсутствия опыта, недостаточно развито чувство ритма. Ребенок опирается только на свои личные ощущения, а они при это бывают обманчивы. На уроке функция метронома выполняется преподавателем. Метроном – это единственный “домашний контролер”, который позволяет понять ученику, что он играет неровно.
Если вы слышите, что ребёнок во время игры на инструменте постоянно ошибается в одном и том же месте, значит - он просто ленится остановиться и специально поучить именно этот фрагмент. Было бы неплохо ему напомнить, что учить надо именно то, что не получается, а не всё подряд.
Нужно следить, чтобы ребенок меньше отвлекался, больше сосредотачивался. Но это не означает, что нужно сидеть непрерывно два часа. Можно разбить свою работу на 20 минут, на 30 минут (все зависит от темперамента ребенка) с перерывами.
Конечно, не всегда вы присутствуете дома. Но можно договориться, чтобы в ваше отсутствие ребёнок делал уроки общеобразовательной школы, где вы можете лишь проверить результат. А вот в занятия музыкой вы как раз можете вмешиваться в процессе их выполнения, поэтому лучше, если вы будете слышать, как выполняется домашнее задание музыкальной школы.