СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие «этническая толерантность».Особенности формирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность – это крайне многоаспектное и многостороннее понятие, затрагивающее различные грани индивидуального и социального бытия личности.

Просмотр содержимого документа
«Понятие «этническая толерантность».Особенности формирования.»

Толерантность – это крайне многоаспектное и многостороннее понятие, затрагивающее различные грани индивидуального и социального бытия личности. Этническая толерантность – это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность – не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Толерантность – это крайне многоаспектное и многостороннее понятие, затрагивающее различные грани индивидуального и социального бытия личности.

Этническая толерантность – это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность – не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам); 2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп); 3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по к кому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям); 4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии); 5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп);

3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по к кому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости. Позитивная этническая идентичность формируется у народов, знающих и любящих свою культуру и историю. На это имеет право каждый народ. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России – это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности, а не муссировал тему взаимных прошлых обид, опыта национального унижения, дискриминации и т. д., поскольку это – негативные компоненты этнической идентичности, лежащие в основе этнической интолерантности.

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные

компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости. Позитивная этническая идентичность формируется у народов, знающих и любящих свою культуру и историю. На это имеет право каждый народ. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России – это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности, а не муссировал

тему взаимных прошлых обид, опыта национального унижения, дискриминации и т. д., поскольку это – негативные компоненты этнической идентичности, лежащие в основе этнической интолерантности.

Особенно сложная проблема сложилась в поликультурном регионе с наличием групп с отличающейся культурой и религией. Согласно известной теории С. Хантингтона, в будущем нация-государство уступит свою роль «источника идентификации» религии, нередко в форме фундаментальных течений, и основные очаги конфликтов-противостояний будут проходить по так называемым линиям «разлома цивилизаций», одной из которых он считал линию православно-христианского и мусульманского противостояния (С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций). Отечественная наука предлагает другую модель возможного сосуществования народов с отличающейся культурой и религией – комплементарную, в которой более традиционистски ориентированные культуры живут в неком симбиозе с культурами более модернизированными. Наличие групп с отличающейся культурой и религией в поликультурных регионах играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.

Особенно сложная проблема сложилась в поликультурном регионе с наличием групп с отличающейся культурой и религией. Согласно известной теории С. Хантингтона, в будущем нация-государство уступит свою роль «источника идентификации» религии, нередко в форме фундаментальных течений, и основные очаги конфликтов-противостояний будут проходить по так называемым линиям «разлома цивилизаций», одной из которых он считал линию православно-христианского и мусульманского противостояния (С. Хантингтон.

Столкновение цивилизаций). Отечественная наука предлагает другую модель возможного сосуществования народов с отличающейся культурой и религией – комплементарную, в

которой более традиционистски ориентированные культуры живут в неком симбиозе с культурами более модернизированными. Наличие групп с отличающейся культурой и религией в поликультурных регионах играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.

На этническую и конфессиональную толерантность оказывают действие также следующие социально-психологическое факторы:

На этническую и конфессиональную толерантность оказывают действие также следующие социально-психологическое факторы:

    Работа, направленная на формирование этнической толерантности , обязательно должна строиться на комплексной основе.  Конкретные цели и задачи подобной работы удобнее рассмотреть, исходя из трех направлений: просветительского, диагностического и коррекционно-развивающего.

    Работа, направленная на формирование этнической толерантности , обязательно должна строиться на комплексной основе. Конкретные цели и задачи подобной работы удобнее рассмотреть, исходя из трех направлений: просветительского, диагностического и коррекционно-развивающего.

    Просвещение: • предоставление информации о толерантности и интолерантности; формах их проявления в межэтническом взаимодействии; • формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; • обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни • формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.

    Просвещение:

    • предоставление информации о толерантности и интолерантности; формах их проявления в межэтническом взаимодействии;

    • формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности;

    • обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни

    • формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.

    Коррекция, психологическая помощь и развитие: • разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы • формирование позитивной этнической идентичности • осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.

    Коррекция, психологическая помощь и развитие:

    • разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы

    • формирование позитивной этнической идентичности

    • осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.

    Для снижения интенсивности проявления негативных межгрупповых процессов и уменьшения силы противостояния представителей различных этнических групп нужна работа по включению мигрантов в совместную деятельность с местным населением. Справедливости ради следует признать, что большинство из указанных мероприятий по развитию толерантности возникли еще в СССР и направлены были на утверждение между этносами интернационализма.

    В новых условиях, наряду со старыми формами, надо развивать новые формы сотрудничества народов.

    Для снижения влияния культурных различий на уровень этнической интолерантности необходим

    социально-психологический тренинг межкультурного взаимодействия, направленный на выработку навыков межкультурного диалога. Проведение таких тренингов в первую очередь целесообразно начать со всеми лицами, занимающими руководящие посты.

    Для обучения правильной интерпретации проведения представителей инокультурных групп

    целесообразным будет создание специальных социально-психологических методик обучения конструктивному межэтническому взаимодействию, например, получивших уже широкое распространение за рубежом так называемых «культурных ассимиляторов».

    Спасибо за внимание!!!

    Спасибо за внимание!!!