Просмотр содержимого документа
«Поперечная флейта до реформаторской деятельности Т. Бёма.»
Поперечная флейта до реформаторской деятельности Т. Бёма.
С древних времён и до XIX века поперечная флейта прошла длительный период развития, в течение которого её конструкция непрерывно совершенствовалась, исполнители и мастера вносили в неё различные механико-акустические изменения.
Поперечная флейта получает широкое распространение в музыкальной практике, начиная с эпохи Возрождения. Ренессансная поперечная флейта (Рис. 1.1.) – тип инструмента, использовавшийся в Европе примерно в 1500 – 1650 годах. Она имела достаточно большой диапазон. Так, например, диапазон теноровой флейты согласно аппликатурным таблицам, был от d1 до a3. Существовало целое семейство поперечных флейт от дисканта до баса. Эти флейты изготавливались из цельного куска дерева, имели цилиндрический канал и маленькие игровые отверстия. Инструмент был спроектирован так, что его звучание могло хорошо сливаться с другими инструментами. На флейте очень часто играли в консортах, а также с голосом и, возможно, с другими мягко звучащими инструментами. Кроме того, флейта могла присутствовать в средних и больших ансамблях, где, вероятно, на ней играли в высоком регистре. Также поперечная флейта использовалась как военный инструмент.
Рис 1.1 ренессансная поперечная флейта.
Новым этапом в конструктивном развитии инструмента стало появление во второй половине XVII века одноклапанной поперечной флейты. Она имела конический канал ствола, клапан dis для мизинца правой руки, состояла из трёх частей и была богато украшена резьбой. Эти конструктивные новшества сделали инструмент хроматическим, более ярким по звучанию и лёгким в плане освоения. В начале этот инструмент получил большое распространение во Франции. Одной из первых моделей является трёхчастная одноклапанная флейта Ф. Оттетера (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 трёхчастная одноклапанная флейта Ф. Оттетера.
Во второй четверти XVIII века, наряду с трёхчастными флейтами, стали появляться четырёхчастные. В них среднее колено, на котором располагались игровые отверстия, делилось на две половинки. Верхняя половина изготавливалась в нескольких вариантах, разных по длине. Это сменное колено называлось corps de rechange и позволяло флейтисту играть в разных строях. Для облегчения подстройки инструмента в середине XVIII века была изобретена резьбовая пробка.
Одним из известных флейтовых мастеров эпохи барокко был И. Кванц, который в своих инструментах использовал настроечный слайдер, функционирующий следующим образом: головка флейты состояла из двух частей, одна из которых имела соединительный выступ, вставляющийся в основную часть головки. Выдвигая одну часть из другой, можно было увеличить длину головки, тем самым понизив строй флейты (неравномерно). Кроме того, флейты И. Кванца (Рис. 1.4) были снабжены двумя клапанами – Dis и Еs, что было связанно с особенностями среднетоновой темперации, в которой диезы звучат ниже чем бемоли.
Рис. 1.4 флейта И. Кванца.
Уже в эпоху барокко стали появляться флейты с до-коленом. Одним из первых таких инструментов стала трёхчастная костяная флейта работы Я. Деннера.
Флейты второй половины XVIII – начала XIX столетий начали изготавливать с более узким каналом, по сравнению с барочными флейтами, что давало больший звук в верхнем регистре от f3 до a3. Во второй половине XVIII века появляются флейты с большим количеством клапанов. Один из таких инструментов – шестиклапанная флейта Parker, сделанная в Лондоне предположительно в 1800 году. Она имеет строй А=440 Гц.
Клапаны стали делиться на открытые и закрытые. Преимущественно использовались клапаны закрытого типа, при нажатии на ручку которого открывалось определённое игровое отверстие. В это же время появляется вилочное сочетание клапанов. Это нововведение позволило значительно облегчить аппликатуру.
На протяжении XIX века не было никаких принципиальных конструктивных изменений – в исполнительской практике использовались флейты простой системы (конусный инструмент с шестью открытыми отверстиями и клапанами закрытого типа). Мастера этого периода искали решение устранения некоторых проблем в усложнении механической части флейты. С 1820 года стали внедрять рычаг под мизинец правой руки для игры си малой октавы. Примерно через десятилетие появляются рычаги под указательный палец правой руки для игры с2 и h1, также в это время появляются трельные клапаны и клапаны, дублирующие основные отверстия (дополнительная аппликатура).