Интегрированный урок изобразительного искусства и русского языка в 7 классе
Тема урока: Портретное изображение людей
Учителя: Гермогенова И.П.– учитель русского языка и литературы
Громов А.Н. – учитель изобразительного искусства
ЦЕЛЬ: - подготовка к сочинению – описанию внешности человека,
Задачи: -совершенствовать умения и навыки создавать связный текст,
- повторить и обобщить теоретические сведения по теме урока,
-активизировать мыслительную деятельность обучающихся, совершенствовать коммуникативные навыки,
Воспитательные:
– воспитание наблюдательности и внимания к окружающим людям,
- воспитывать чувство прекрасного
Развивающие:
- развитие ассоциативного мышления, воображения,
-развитие умения смотреть – всматриваться,
- развитие навыков монологической речи при описании внешности человека,
- развитие навыков применения полученных знаний в речевой ситуации,
- развитие языковой догадки и интереса к предмету
Обучающие:
- дать понятие о портрете
- повторить тип речи описание, ознакомить с планом описания
- учить составлять собственный текст-описание;
- формировать навыки описания картин
Тип урока:
- комбинированный
- интеграция предметов гуманитарного и эстетического цикла
Технологии:
- личностно- ориентированное обучение
- развивающее обучение
Основные методы:
- наглядный
- словесный
- частично-поисковый
- практический
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- фронтальная
Организация контроля знаний:
- применение в речевой ситуации
- написание сочинения
Дидактические принципы, реализуемые на уроке:
- доступность и посильное обучение
- занимательность
- последовательность «от простого к сложному»
Оборудование и оформление урока:
- компьютер
- проектор
- экран
- карточки с изображением портретов
- портреты «Портрет Струйской» Ф.С.Рокотова, «Портрет неизвестной крестьянки» И.П.Аргунова, «Автопортрет (На охоте)» Б.М.Кустодиева, «Мика Морозов» В.А.Серова.
Ход урока:
Организационный момент:
Добрый день, ребята! Нас зовут Ирина Петровна и Артур Николаевич. Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.
Актуализация знаний. Беседа.
Артур Николаевич:
- Мы находимся в портретном зале художественного музея. Перед вами портреты художников.
- Что такое портрет?
Ответы учащихся: Портрет – это жанр изобразительного искусства, основной темой которого является человек.
- Каким бывает портрет? (виды ответов)
Ответы учащихся: Погрудный, по пояс, во весь рост.
- О чем может рассказать портрет?
Ответы учащихся: о возрасте, о видах занятия, о национальности человека, о его характере, статусе, о времени, в котором жил изображенный человек. (Учитель обращает внимание детей на «Портрет Мики Морозова В.Серова, на «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И.Аргунова, на «Автопортрет на охоте» Бориса Кустодиева).
- На этом портрете художник Борис Кустодиев написал самого себя на охоте. Как называется такой портрет?
Ответы учащихся: автопортрет.
- Перед вами «Портрет Александры Струйской» художника Федора Степановича Рокотова, который находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана в 1772 году.
Под фоновую музыку «Лунной сонаты» Бетховена учитель рассказывает стихи Николая Заболоцкого.
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Работа над новым материалом.
- Ребята,опираясь на беседу с Артуром Николаевичем, скажите, о чем будет наше занятие? (о портретах)
- Как вы думаете, почему этот урок проводят вместе учитель русского языка и литературы и учитель изобразительного искусства? (Ответы учащихся)
- Действительно, тема «Портрет» изучается не только на уроках русского языка и литературы («Портрет литературного героя»), но и на уроках ИЗО.
- Не каждый портрет представляется стихотворением и музыкой. Если для создания портрета художник пользуется краской, то мы сегодня попробуем создать портрет словами, опираясь на план.
- К какому типу речи вы отнесете текст, в котором представлен портрет героя? (вспоминаем, что есть три типа речи – это повествование, описание и рассуждение)
- Какова композиция описания?
1. Зачин (обозначение объекта)
2. Основная часть.
3. Концовка – авторское отношение к предмету, вывод, заключение.
Именно такую композицию вы должны будете выдержать при описании портрета.
Художники рисуют портреты с древних времен до наших дней. Всем известны такие портреты великих русских художников как «Неизвестная» Ивана Крамского, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Богатыри» Васнецова, «Охотники на привале» Василия Перова.
А сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с молодым якутским художником Семеном ЛукансИ, одним из ярких художников современности.
Семен Луканси – художник, творчество которого, прежде всего, посвящено северным народам и северной природе. Родом он из Амгинскогоулуса, ему 28 лет. Окончил Якутское художественное училище им. П.П. Романова с красным дипломом. Сейчас является студентом Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.
Перед вами его работа. Предлагаю вам устно описать этот портрет по плану, который есть у каждого на столе. Это портрет якутской девушки 19 века. Называется картина «Разбитое стекло».
План:
Зачин (обозначение предмета) Автор и название портрета.
Основная часть. Описание героя:
а) Кого я вижу? Каким изображен герой?
б) Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки), волосы (цвет, длина, форма прически), уши.
в) Одежда
г) Фигура
3. Концовка – авторское отношение к предмету, вывод, заключение.
Описание портрета.
Перед нами картина Семена Луканси «Разбитое стекло».
Мы видим сидящую девушку. Ее голова изображена в профиль и чуть наклонена вниз. У героини характерные черты народов севера. Она смуглая. Взгляд у нее спокойный, серьезный, задумчивый. Лоб низкий, чуть покатый. Нос прямой. Губы полные. Волосы у девушки черные длинные, заплетены в две косы. (В то время это говорило об обладательнице такой прически как о незамужней еще девушке). Плечи у девушки опущены, руки сложены. Одета в платье темного цвета. На шее у героини серебряное украшение с крестом, в ушах - большие красивые серьги, а на запястьях – браслеты.
- Какое настроение вызывает у вас этот портрет?
Ответы учащихся: грусть, печаль, одиночество, задумчивость.
- Художник использовал темные цвета, что говорит о том, что это происходило давным-давно. Нет ярких оттенков.
- К сведению можно добавить, что на этой картине девушку мы видим через разбитое стекло. И художник написал портрет девушки по фотографии.
Практическая работа учащихся.
Ребята, а теперь мы раздаем вам по портрету. Ваша задача – описать по плану на листочках (в тетради).
Прослушивание 1-2 учеников по завершении работы.
План:
Зачин (обозначение предмета) Автор и название портрета.
Основная часть. Описание героя:
а) Кого я вижу? Каким изображен герой?
б) Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки), волосы (цвет, длина, форма прически), уши.
в) Одежда
г) Фигура
3. Концовка – авторское отношение к предмету, вывод, заключение.
Возможные определения:
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...
Итог урока.
Анализ и оценка.
Подведём итоги нашего урока. Что нового вы узнали на занятии?
- Портреты бывают разные: погрудные, по пояс, во весь рост. Художники используют разные приемы – цветовые, композиционные, чтобы мы могли понять характер героя, его положение в обществе, время, в котором он живет, его увлечения. А также мы узнали о нашем современнике, талантливом художнике Семене Луканси.
Молодцы! Сегодня вы прикоснулись к миру портретной живописи! Я предлагаю дома самостоятельно написать сочинение-описание внешности знакомого вам человека. (Это может быть ваши родные, близкие, друзья)
Я буду очень рада, если получу ваши работы на свою электронную почту.
Список портретов:
Орест Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. 1827г.
Василий Тропинин. Кружевница. 1823г.
О.Ренуар. Портрет мадам Анрио. Около 1876г.
Илья Репин. Осенний букет. 1892г.
З.Е.Серебрякова. Тата в танцевальном костюме. 1924г.
Илья Репин. «Портрет Л.Н.Толстого» 1887г.
Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой». 1887г.
Валентин Серов. «Портрет художника К.А.Коровина» 1891г.
Орест Кипренский. «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». 1819г.
Орест Кипренский. «Портрет Е.А.Телешевой в роли Зелии». 1828г.
Михаил Нестеров. «Портрет В.И.Мухиной». 1940г.