«Построение диаграмм в MicrosoftExcel»
Цель урока: научить учащихся представлять числовые данные в наглядной графической форме – в виде диаграмм в табличном процессоре MicrosoftExcel.
Задачи урока:
образовательная: обучение учащихся созданию и редактированию диаграмм с помощью мастера диаграмм табличного процессора MicrosoftExcel;
развивающая: развитие мыслительных навыков учащихся;
воспитательные: развитие познавательного интереса школьников, воспитание информационной культуры.
Тип урока: комбинированный урок.
Класс: 8
Оснащение урока:
компьютеры с операционной системой Windowsи офисным пакетом MicrosoftOffice;
проектор с экраном или интегрированная доска;
презентация по теме урока;
раздаточный материал:
листы с таблицей с вопросами;
листы-распечатки с основными сведениями по теме урока
карточки с задачами для практической работы.
План урока.
- организационный этап – 1 мин.
- этап вызова – 5 мин.
- этап осмысления – 15 мин.
- этап активной групповой работы – 7 мин.
- этап практического решения задач – 7 мин.
- этап рефлексии – 8 мин.
- этап подведения итогов урока и выдачи домашнего задания- 2 мин.
Ход урока
Урок сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации.
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет присутствие на уроке. Формирует 3-4 группы учащихся по 3 или 4 человека для последующей работы на уроке.
Учитель объявляет тему урока: «Построение диаграмм в MicrosoftExcel».
Этап вызова
Цель данного этапа - актуализировать знания учащихся, а также вызвать у них любопытство, импульс к изучению темы.Для этого используется прием «Корзина».
Учитель предлагает учащимся за одну минуту написать в тетради все, что они знают о диаграммах, любые ассоциации, которые приходят в голову.
После выполнения задания представитель каждой группы зачитывает результат обсуждения, остальные ученики сверяют, отмечают, есть ли у них такие же слова, каких нет – дополняют.
Высказанные учащимся идеи фиксируются на доске в виде схемы. (Можно по такой схеме)

Учитель рассказывает, где и когда применяются диаграммы.
Этап осмысления
Учитель предлагает углубить знания о диаграммах и узнать, как можно построить диаграммы с помощью электронных таблиц MicrosoftExcel.
Для этого учащиеся изучают материал и обсуждают друг с другом, что они узнали нового, что поняли, что вызывает затруднения. После обсуждения в группе вместе с учителем отвечают на вопросы из таблицы:
Что такое диаграмма? | |
Чем характеризуется диаграмма? | |
Что такое легенда? | |
С чего начать построение диаграммы? | |
Как исправить диаграмму? | |
Как изменить цвет элементов диаграммы, шрифт надписей? | |
Учащимся предлагается изучить новую тему с помощью раздаточного материала, работая в парах: каждая пара учеников получает лист, на котором конспективно представлены основные сведения по теме. Учащиеся читают текст, задают друг другу вопросы.
Этап активной групповой работы
После изучения нового материала по парам учащиеся работают в группах – обсуждают прочитанное, работают по взаимообучению – в группах сильные ученики играют роль учителя: суммируют содержание каждого фрагмента текста абзаца, разъясняют другим непонятные места.
Учитель наблюдает за работой групп, отмечает, кто активен, кто помогает другим.
Этап практического решения задач
Учителем каждой группе предлагается две задачи с некоторым количеством числовых данных. Во второй задаче данных для представления больше, таблица и, соответственно, диаграмма будет посложнее.
Задачи практической части:
- Построить числовую таблицу в MicrosoftExcel, исходя из данных задачи.
- Используя данные таблицы (диапазон данных), с помощью мастера построения диаграмм построить диаграмму.
- Настроить необходимые параметры диаграммы.
- Отформатировать диаграмму.
Этап рефлексии
Группы презентуют решения задач.
Используется «Рефлексный экран»- учащиеся по очереди продолжают предложения записанные на доске:
Сегодня я узнал (а)...
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился (ась)…
У меня получилось…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Этап подведения итогов урока и выдачи домашнего задания